Философские школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

 

В современном обществознании ПОНЯТИЕ  «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

 

1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

 

2. Особая философская наука —  ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК  ТАКОВОМ, независимо от его  частных видов и в отвлечении  от вопросов теории и логики  познания. В этом значении данное  понятие употреблялось как в  прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза  и др.), так и в настоящем,  особенно в современной западной  философии. 

 

3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий  диалектическому методу как своему  антиподу. Именно об этом аспекте  понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

 

Самая характерная, существенная черта  метафизики — ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация  одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой  ее форме.

 

Метафизика, как и диалектика, никогда  не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных  исторических формах, из которых можно  выделить две основных:

 

1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна  для философии и науки в  XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

 

2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие  от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

 

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как  только количественные изменения,

 

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

 

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

 

г) как вечное движение по кругу, без  возникновения нового (концепции  «круговорота»):

 

д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;

 

е) как только прогресс, т. е. восхождение  от низшего к высшему, от простого к сложному.

 

Возможны и другие, в том числе  и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

 

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

 

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного  процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

 

К ним следует добавить СОФИСТИКУ  и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

 

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического  способа мышления. Они и сегодня  широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования»  неправедных дел, особенно в сфере  политики.

 

Сущность софистики и эклектики  заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют  не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель — сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

 

Основное различие софистики и  эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а  не целостная, развивающаяся система  в единстве всех своих сторон и  связей.

 

Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола  и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита прав человека международными должностными лицами

 а) Верховный комиссар ООН  по правам человека

 

Институт Верховного комиссара "по поощрению и защите всех прав человека" призван укрепить механизм Организации  Объединенных Наций в этой сфере.

Защита прав человека международными должностными лицами 189

го комиссара ООН по правам человека была учреждена на основе резолюции 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН  от 20 декабря 1993 г. по рекомендации Всемирной  конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в июне 1993 г. Учреждая пост Верховного комиссара по правам человека, Генеральная Ассамблея ООН постановила, что он должен замещаться человеком, имеющим высокие моральные устои. Он должен обладать опытом, в том числе в области прав человека, пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения его обязанностей. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей на срок в четыре года с возможностью продления еще на один фиксиро ванный — четырехлетний срок. Эта должность по своему уровню соответствует должности заместителя Генерального секретаря ООН. Верховный комиссар по правам человека должен являться должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря ООН основную ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека. Он должен действовать в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в области прав человека и международного права, включая обязательства уважать в этих рамках суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивается, что Верховный комиссар по правам человека руководствуется признанием того, что все права человека — гражданские, культурные, экономические, политические, социальные являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Обязанности Верховного комиссара — с учетом общей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета и Комиссии по правам человека — состоят в следующем:

 

1) поощрять и защищать эффективное  осуществление всеми людьми всех  гражданских, культурных, экономических,  политических и социальных прав;

 

2) выполнять задачи, порученные  ему компетентными органами ООН  в области прав человека, и  представлять им соответствующие  рекомендации;

 

3) поощрять и защищать реализацию  такого права человека, как право  на развитие;

 

4) оказывать через Центр по  правам человека Секретариата  ООН (и другие соответствующие  учреждения)

 

 

техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства  и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с  целью поддержки мер и программ в сфере прав человека;

 

5) координировать определенные  учебные и пропагандистские программы  ООН в области прав человека;

 

6) проявлять активную роль в  русле Венской декларации и  Программы действий, принятых в  1993 г. на Всемирной конференции  по правам человека, по решению  новых задач в связи с необходимостью  реализации всех прав человека  и устранения их нарушений  во всем мире;

 

7) вести диалог с правительствами  всех стран в целях обеспечения  уважения прав человека;

 

8) расширять международное сотрудничество  в деле поощрения и защиты  прав человека;

 

9) координировать деятельность  в сфере поощрения и защиты  прав человека в рамках всей  системы ООН;

 

10) в целях повышения действенности  механизмов ООН в области прав  человека осуществлять их рационализацию  и укрепление;

 

11) осуществлять общее руководство  деятельностью Центра по правам  человека Секретариата ООН.

 

Верховный комиссар по правам человека обязан ежегодно представлять доклад о своей деятельности Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический  и Социальный Совет — Генеральной  Ассамблее ООН. Управление Верховного комиссара по правам человека должно размещаться в Женеве. Первым Верховным комиссаром по правам человека был назначен Айала Лассо (Эквадор), утвержденный в этой должности Генеральной Ассамблеей ООН 1 февраля 1994 г. Одним из первых его шагов явилось решение о создании в Женеве банка данных по правам человека, установке в Центре ООН по правам человека факса, действующего круглосуточно, по которому лица, права которых нарушены, а также свидетели могли бы сообщать о такого рода нарушениях.

 

б) Верховный комиссар ООН по делам  беженцев

 

Он действует на основе Устава Управления Верховного комиссара ООН по делам  беженцев, принятого резолюцией 428 Генеральной  Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. Верховный комиссар ООН по делам беженцев, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН по представлению ее Генерального секретаря на три года, действующий под руководством Генераль-

 

Защита прав человека международными должностными лицами 191

Ассамблеи ООН, выполняет обязанности по предоставлению международной защиты беженцам, правовое положение которых регулируется международными соглашениями, а также Уставом Международной организации по делам беженцев. На Верховном комиссаре ООН по делам беженцев лежат, в частности, следующие обязанности: 1) содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдение за их выполнением, внесение предложений о поправках к ним; 2)

содействие, при помощи специальных  соглашений с правительствами, любым  действиям, направленным на облегчение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждающихся в  защите; 3) облегчение допуска беженцев на территорию различных государств; 4) получение от государств информации о количестве беженцев на их территории, о касающихся беженцев законах и  постановлениях;

 

5) поддержание тесных контактов  с заинтересованными государствами  и межправительственными организациями,  а также с частными организациями,  занимающимися беженцами;

 

6) в пределах предоставленных  средств осуществление репатриации  и расселение беженцев, что может  быть определено Генеральной  Ассамблеей ООН; 7) заведование всеми  общественными или частными средствами, полученными для оказания помощи  беженцам, и распределение их  между частным.и и, если потребуется, государственными учреждениями, которые Верховный комиссар считает наиболее квалифицированными для оказания такой помощи. Однако Верховный комиссар не может обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении средств или выступать с призывами общего характера без предварительного на то разрешения Генеральной Ассамблеи ООН; 8) консультации с правительствами стран постоянного местожительства беженцев о необходимости назначения в этих странах представителей Верховного комиссара. Они могут быть назначены только путем их утверждения правительством данного государства.  

 

 

 

Верховный комиссар по делам беженцев может обращаться за содействием  к различным специализированным учреждениям ООН. Он также имеет  право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в Экономическом  и Социальном Совете и в их вспомогательных  органах. Верховный комиссар по делам  беженцев ежегодно представляет свой доклад Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и Социальный Совет. Управление Верховного комиссара по делам беженцев

 

Обеспечение обязательств по правам человека размещается в Женеве (Швейцария). В современный период оно осуществляет сотрудничество с рядом международных  организаций по вопросам оказания помощи беженцам, например, с Ближневосточным  агентством ООН по палестинским беженцам, с Международным комитетом Красного Креста, с Всемирной организацией здравоохранения, примерно с 300 неправительственными организациями.

 

Государства — участники Протокола, касающегося статуса беженцев, вступившего  в силу в 1967 г., взяли обязательство  содействовать Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев в выполнении обязанностей по контролю за применением положений данного Протокола. В этих целях они обязались предоставлять данному учреждению запрашиваемую информацию, касающуюся положения беженцев, выполнения указанного Протокола, а также находящихся в силе или могущих впоследствии вступить в силу законов, постановлений, других актов о беженцах.

Информация о работе Философские школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения