Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:17, творческая работа
К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной культуры на Восток, где она соединялась с местными традициями. Происходило взаимопроникновение культурных начал античного мира и восточных цивилизаций. В свою очередь античная культура утрачивает, принимая культурные влияния с Востока, некоторые черты, придававшие ей чёткую специфику в классический период. В частности, с Востока проникают зародившиеся там религиозные культы, которые получают всё большее распространение в античной Греции, а затем и в Риме. Среди этих культов самыми известными были культы Митры, Изиды, Сераписа и пр.
Философские школы эпохи эллинизма
Философские школы эпохи эллинизма
Философские школы эпохи
эллинизма
Философию эпохи
эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.)
можно подразделить на два периода:
1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.).
2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.).
Философские школы
эпохи эллинизма
.
В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой. Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно. (Невозможно точно разделить в наследии Фалеса, Демокрита или Аристотеля, где у них пролегает граница между научной и философской деятельностью.)
Философские школы эпохи эллинизма
Скептицизм.
Философские школы эпохи эллинизма
Неоплатонизм является последним значительным учением, порождённым античной философией. Он возник в эпоху развивающегося системного кризиса греко-римской цивилизации. Во многих своих чертах неоплатонизм предшествует средневековому миропониманию (отрицательное отношение к телесности и материи, стремление изобразить сущее в виде иерархии и пр.). В течение некоторого времени неоплатонизм составлял серьёзную конкуренцию распространявшемуся христианству.
Неоплатонизм
Философские школы эпохи эллинизма
Основоположником неоплатонизма был Плотин (203 – 269). Плотин родился и долгое время прожил в Египте, в конце жизни он переезжает в Рим и становится близким ко двору императора. Плотин написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад» (девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов. Сочинения Плотина весьма сложны для понимания, содержа очень тонкие диалектические рассуждения по основным вопросам онтологии, психологии, теологии. По сути, Плотин, хотя и считал себя последователем Платона, создал оригинальное философское учение, мало напоминающее систему Платона.
Философские школы эпохи эллинизма
В мировоззрении же Плотина социальная
реальность совершенно не отражена.
Истоком мироздания Плотин считал Единое,
в котором пропадают все различия. О Едином
невозможно ничего высказать, оно лишено
всех качеств и недоступно рациональному
постижению. Поэтому познать Единое можно
только мистически, в состоянии экстаза.
Появление всего остального неоплатонизм
представлял в качестве эманации (излияния)
Единого в небытие. В результате образуются
по мере ослабления потока Единого всё
менее совершенные формы бытия: Ум, Душа,
Материя. Материя для Плотина - отрицательная
величина «не сущее», тьма, мрак. Учение
о Едином, а также проповедь мистического
постижения первоначала оказали влияние
на становление христианской догматики,
преимущественно в Византии. Вместе с
тем, учение об эманации стало основой
для многочисленных средневековых ересей,
которые противопоставляли эманацию креационизму,
принятому в христианстве и исламе.
Из последователей Плотина следует отметить
как наиболее значительных Порфирия, Прокла
и Гипатию.
Философские школы эпохи эллинизма
Порфирий (233 – 304) знаменит редактированием и изданием сочинений Плотина и популяризацией его идей. Кроме того, он был одним из первых интеллектуалов, критиков христианства, высказывавшим с опорой на языческую философскую традицию сомнение в его догмах. После победы христианства многие сочинения Порфирия были уничтожены, но его критика христианства может быть восстановлена по возражениям Порфирию в трудах «отцов церкви». Прокл (412 – 485), бывший одним из последних схолархов афинской Академии, знаменит своим трудом «Первоосновы теологии», в котором изложил в тезисной форме учение Плотина. Последователем идей неоплатонизма явилась и знаменитая женщина-учёный Гипатия (370 – 415), работавшая в Александрийском Мусейоне и написавшая ряд трудов по математике, астрономии и физике. Судьба Гипатии сложилась трагически, она была убита толпой христианских фанатиков.
Спасибо за внимание