Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:56, реферат
Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям --материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций.
Эрнст Мах
3 ЭТАП (20 гг. 20 в.)
Третий этап эволюции
позитивизма – неопозитивизм, или
логический позитивизм. Логический позитивизм
провозгласил основной своей задачей
борьбу с метафизикой, традиционно
понимая под ней философию
в целом, стремясь поставить себя
над борьбой с материализмом
и идеализмом. Теоретическим источником
его послужило реальное развитие
физики, логики, математики, языкознания.
Наука сводится к фиксации, а затем
упорядочению фактов в рамках условно
принятой системы языка. В таком
случае задачи науки ограничивается
описание ее языка. Исходными предпосылками
всякого познания логический позитивизм
считал события и факты, т.е. “чувственные
данные”, находящиеся в сфере сознания
субъекта. Одной из особенностей данного
течения является то, что он принципиально
отождествил объект с теорией объектов.
Это сразу же снимало вопрос о существовании
объективного мира как предмета философского
познания и приводило к замыканию философии
лишь на познавательной проблематики
логики и логического языка. Другой принципиальной
особенностью было отождествление (а точнее,
замена) понятия “объективный факт” и
“научный факт”. Последний принимался
как “запротоколированный” в науке с
помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное
предложение”. Язык науки в логическом
позитивизме строится так: из первичных
атомарных высказываний по правилам логики
выводятся сложные высказывания.При этом
предложения науки могут быть либо истинными,
либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные
предложения не являются предложениями
в собственном смысле, но лишь напоминают
их (Карнап). Все философские предложения,
считал Карнап, также являются бессмысленными
высказываниями и не могут быть проверены
путем сведения к атомарным высказываниям,
фиксирующим тот или иной “факт”. Обратившись
к семиотическим проблемам, они выделили
три области отношений: прагматика (отношения
языка к тому, кто его употребляет); семантика
(отношение между языком и тем, что им обозначается);
синтаксис (отношение между языковыми
выражениями). Все это получило название
семиотики. Предметом анализа стали значения
слов и знаков вообще, логические, лингвистические
и психологические проблемы (они имели
важное научное и практ. значение для создания
выч. техники).
Специфика логического
позитивизма состоит в том, что
в качестве метода философствования
выступает современная
Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской проблематике?
Подумаем, как можно ответить на этот вопрос.
Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:
осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,
бессмысленные высказывания,
в которых нарушаются правила
логики.
Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные.
Осмысленные высказывания они делят на:
аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,
синтетические.
Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.
Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:
путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,
через непосредственное
или опосредованное (определенными
логическими преобразованиями) сопоставление
их с данными чувственного опыта.
Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта.
Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.
Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.
Итак, сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:
существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,
отношения между
научными понятиями исчерпываются
связями формально-логического
Эти два допущения
вместе с верификационным критерием
раскрывают содержание понятия "синтетическое
высказывание" и в то же время
дают общее представление о
А теперь вспомните
основателей позитивизма и
Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.
Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.
Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов?
Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа.
Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.
Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.
Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.
При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.
В 20-30-х годах неопозитивисты
опирались на редукционистскую модель
научного знания, в соответствии с
которой все теоретические
Однако впоследствии
неопозитивистами была выдвинута гипотетико-
научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,
процесс выбора, принятия
теории происходит чисто логически
путем сравнения с фактами.
Рассел Бертран -
английский философ, логик, математик,
который считал, что к любой
философской проблеме необходимо подходить
с позиций ее анализа средствами
математической логики.
Карнап Рудольф -
наиболее видный, наряду со Шликом, деятель
Венского кружка неопозитивистов, впоследствии
построивший определенную систему вероятностной
логики.
4 ЭТАП. ПОСТПОЗИТИВИЗМ.
Поппер, Кун, Лакатош,
Фейерабенд.