Философские течения ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:56, реферат

Описание работы

Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям --материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций.

Файлы: 1 файл

философия 1 воп.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

Эрнст Мах 

  

3 ЭТАП (20 гг. 20 в.) 

Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или  логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей  борьбу с метафизикой, традиционно  понимая под ней философию  в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом  и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем  упорядочению фактов в рамках условно  принятой системы языка. В таком  случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками  всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия “объективный факт” и “научный факт”. Последний принимался как “запротоколированный” в науке с помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное предложение”. Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания.При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их (Карнап). Все философские предложения, считал Карнап, также являются бессмысленными высказываниями и не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной “факт”. Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений: прагматика (отношения языка к тому, кто его употребляет); семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается); синтаксис (отношение между языковыми выражениями). Все это получило название семиотики. Предметом анализа стали значения слов и знаков вообще, логические, лингвистические и психологические проблемы (они имели важное научное и практ. значение для создания выч. техники). 

Специфика логического  позитивизма состоит в том, что  в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".

Каково же отношение  логических позитивистов к традиционной философской проблематике?

Подумаем, как можно  ответить на этот вопрос.

Все суждения, которые  когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих  класса:

осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила  логики.  
 

Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как  бессмысленные.

Осмысленные высказывания они делят на:

аналитические, которые  тавтологичны по своей природе и  не несут содержательной информации,

синтетические.  

Высказывания логики и математики логические позитивисты  относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.

Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может  решаться двумя способами:

путем логического  анализа их языковой формы без  обращения к каким-либо фактам,

через непосредственное или опосредованное (определенными  логическими преобразованиями) сопоставление  их с данными чувственного опыта.  
 

Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа  их языковой формы без обращения  к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление  их с данными чувственного опыта.

Через процедуру  верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.

Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается  в получении конечного числа  высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически  следует данное высказывание.

Итак, сведение всех осмысленных положений опытных  наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:

существует некий  базисный уровень знания, множество  так называемых протокольных предложений,

отношения между  научными понятиями исчерпываются  связями формально-логического характера.  

Эти два допущения  вместе с верификационным критерием  раскрывают содержание понятия "синтетическое  высказывание" и в то же время  дают общее представление о неопозитивистском  понимании природы научного знания.

А теперь вспомните  основателей позитивизма и подумайте  над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных  наук к классу синтетических высказываний.

Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы  весьма неопределенен, то у неопозитивистов  она означает, что позитивным знанием  о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых  сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

Каков же предмет  позитивной философии с точки  зрения неопозитивистов?

Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение  в том, как стал называться неопозитивизм  с 40-х годов 20 века - философия анализа.

Предметом этой философии  является деятельность по анализу понятий  и положений конкретных наук с  целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход  от высказываний конкретных наук к  предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая  деятельность по отысканию смысла понятий  и предложений конкретных наук.

Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.

При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.

В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с  которой все теоретические положения  конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.

Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная  модель научного знания, по которой:

научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический  процесс,

процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически  путем сравнения с фактами.  

Рассел Бертран - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой  философской проблеме необходимо подходить  с позиций ее анализа средствами математической логики.  

Карнап Рудольф - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики. 

  

4 ЭТАП. ПОСТПОЗИТИВИЗМ. 

Поппер, Кун, Лакатош, Фейерабенд.  
 
 
 

Информация о работе Философские течения ХХ века