Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:08, реферат
В моей работе рассматриваются философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения – Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Данная тема интересна, поскольку своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой “великих открытий”. По моему мнению, данная проблема актуальна и сегодня, потому что именно новаторством, переходностью, сложностью и своим многообразием эпоха Возрождения близка нашему времени.
Введение 3
1. Философия естествознания и натурфилософия: причины
возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов 4
2. Философские воззрения Николая Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения 10
3. Философские воззрения Галилео Галилея как представителя натурфилософии эпохи Возрождения 16
4. Философские воззрения Иоганна Кеплера как представителя натурфилософии эпохи Возрождения 19
Заключение 22 Список использованных источников 24
Министерство образования и науки Российской Федерации Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский
государственный технический (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)
| |||
ФАКУЛЬТЕТ |
"Социально-экономический" | ||
КАФЕДРА |
"Философия и политология" (СЭ3-КФ) |
РЕФЕРАТ
ДИСЦИПЛИНА: |
"Философия" | |
ТЕМА: |
" Философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галелей)" |
Выполнил: студент гр. ИНК.Б-31 |
Черкасова А.И.___________________
|
Проверил: |
Ловецкий Г.И. ___________________ |
Дата сдачи (защиты) реферата: |
| |
Результаты сдачи (защиты): Количество рейтинговых баллов* |
| |
Оценка |
Калуга, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Философия естествознания и натурфилософия: причины
возникновения, сущность,
отличие от мыслителей-идеалистов
2. Философские воззрения Николая Коперника
как представителя натурфилософии эпохи
Возрождения
3. Философские воззрения Галилео Галилея
как представителя натурфилософии эпохи
Возрождения
4. Философские воззрения Иоганна Кеплера
как представителя натурфилософии эпохи
Возрождения
Заключение
Введение.
В моей работе рассматриваются философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения – Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Данная тема интересна, поскольку своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой “великих открытий”. По моему мнению, данная проблема актуальна и сегодня, потому что именно новаторством, переходностью, сложностью и своим многообразием эпоха Возрождения близка нашему времени.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII вв. является вызревание в рамках феодального общества новых капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате многочисленных путешествий и расширения торговли – всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран.
Сокрушительный
удар по схоластическому мировоззрению
был нанесен не только распространением
идей гуманизма, но и развитием естествознания.
В период Позднего Возрождения (XVI – начало
XVII веков) в Европе (особенно в Италии)
получили распространение натурфилософск
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер.
Цель данной работы – проанализировать философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей).
Задачи данной работы:
1. Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов
В XIV веке в Европе утверждается новое культурно-историческое движение, определившее направленность всех последующих этапов западной цивилизации и получившее название Возрождения (Ренессанса). Начало Возрождения было связано с интенсивным распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Усиливается интерес к античности в целом как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих возможностей человека. Постепенно формируется тип мировоззрения, которое уже приобретает все более внерелигиозный, светский характер. А философия восстанавливает свой статус рационально-теоретического познания сущности Бытия мира и его законов. Она все более ярко проявляет себя как основа свободомыслия в целом, формирования светского типа мировоззрения.
Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей к умственному труду, что привело к увеличению числа лиц свободных профессий – преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.
Экономически свободные люди для своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от схоластических (оторванных от жизни) церковных канонов. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, которая и не замедлила появиться. Однако, кроме чисто экономических, были и другие причины.
Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет и та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Стимулом для возникновения свободомыслия ренессансных философов служила и борьба внутри церкви (спор пап за власть), что порождало в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.
Кроме того, и само католическое миросозерцание было более рассудочным и направленным на решение возникающих вопросов, нежели у православия. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. Таким образом, само схоластическое мировоззрение как бы подготовило условия для Возрождения.
Зарождается новый тип социально-экономических отношений – капитализм, с присущей ему интенсификацией рыночных отношений и требующий от человека инициативных действий, риска. Что также влияло на формирование новой общественной атмосферы для философствования. Растет интерес к естественно-научным знаниям, а развитие естественных наук становится знаменем против религиозных церковных догматов в понимании природы.
Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут к всё более глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производство ставили перед наукой всё новые и новые задачи, создавая основу для бурного подъёма всех отраслей знания. Перед естествознанием открылась широчайшая неизведанная область природных явлений, которую нужно было познать для того, чтобы покорить. Рамки мира должны были быть раздвинуты. Средневековые догматические, схоластические методы мышления должны были быть отброшены и уничтожены как препятствия на пути свободного познания законов природы и овладения её силами. Наиболее интенсивно развиваются механика, математика, астрономия. Другие отрасли естественных наук также делают первые успехи. Естествознание этой эпохи явилось одним из факторов, революционизировавших жизнь. Достаточно в этой связи напомнить великие имена Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона, М.В. Ломоносова.
Положительное значение для формирования и развития новой философии имела и церковная реформа, получившая название Реформации. Суть движения Реформации заключается в разоблачении злоупотреблении церкви и церковных иерархов своей властью над паствой, верующими. Так, церковь ввела принцип индульгенции – возможность купить за деньги прощение грехов, о чем выдавался специальный документ. Тем самым нарушалась тайна отношений верующего с Богом. Реформаторы выдвинули идею личной ответственности человека перед Богом без посредства церкви и церковных иерархов. Спасение человека достигается не "добрыми делами" угодными церкви и Богу, а личным раскаянием и искренней верой. Необходимо очистить путь для непосредственного общения человека с Богом на основе признания личной вины и личной ответственности, чему препятствуют сложившиеся религиозные догматы, церковные традиции и обряды. Церковь не способна приблизить человека к Богу.
Постепенно теология как общетеоретическая основа философии утрачивает свое ведущее значение. Все более утверждаются идеи Пантеизма, суть которого выражается в признании, что Бог присутствует и воплощен во всем.
В период Позднего
Возрождения (XVI – начало XVII веков) в Европе
(особенно в Италии) получили распространение натурфилософск
Натурфилософия Возрождения в понимании и истолковании сущности бытия природы и мира опирается на естественно-научные и географические открытия того периода. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим.
Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Особую роль сыграли открытия и естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция устройства вселенной совершила подлинно революционный переворот во взгляде на мироустройство, которому присущи объективные, собственные и универсальные законы бытия и движения. Доказательство их существования строится на научных фактах, полученных в ходе наблюдения, экспериментов, опытной проверки как научных методов познания. Математика становится всеобщим методом доказательства законов бытия природы и Вселенной и методом анализа эмпирических данных, получаемых в ходе наблюдения за движениями небесных тел. Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства. Рационалистический взгляд на мир на основе естественных наук пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.
Достаточно радикально в эпоху Возрождения меняется взгляд на познавательную деятельность человека и природу познания. Познавательные способности человека рассматриваются скорее как естественные, данные ему от природы, а человек есть часть ее, чем сверхъестественные. Хотя творческая и мыслительная деятельность человека и представлялась в значительной степени таинственной. Но и в этой области все более привлекательным становится рационалистическое истолкование. Познание все более понимается и осмысливается как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. А истинное знание рассматривается не как соответствие религиозным и теологическим догмам, а как соответствие эмпирическим и экспериментальным фактам, соответствие действительным свойствам природы. Так, Н. Коперник ставит вопрос о различии знания видимых, внешних сторон действительности и "скрытых", непосредственно не наблюдаемых сторонах явлений. Но "видимое" все же есть "перевернутое" отражение внутренней сущности вещей.