Философские взгляды А.Камю, его учение об абсурде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Описание работы

Альбер Камю — одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе (он получил премию в сорок четыре года, в 1957 году) — на своем трагическом примере доказал то, что он неустанно подчеркивал, — роль случайности и абсурда в человеческой жизни: Камю стал жертвой несчастного случая, 4 января 1960 года погиб в автомобильной катастрофе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Часть I. Жизнь и творчество Альбера Камю………………………………. 5

1.1. Краткая биография А.Камю…………………………………….. 5
1.2. Творческая деятельность……………………………………… 10

Часть II. Философские взгляды А.Камю, его учение об абсурде………..16
2.1. Философия Камю………………………………………………….16
2.2. Понятие абсурда, его философское осмысление, влияние на человеческое бытие……………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

1.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или философских спекуляций, но посредством чувства, как бы высвечивающего его существование, «бытие-в-мире». Камю ссылается на «тревогу» Хайдеггера и «тошноту» Сартра, он пишет о скуке, неожиданно овладевающей человеком. О том, что spleen или «русская хандра», может понемногу овладеть кем-нибудь, известно всем и без философии. Настроения и чувства не субъективны, они приходят и уходят не по нашей воле, раскрывают фундаментальные черты нашего существования. У Камю таким чувством, характеризующим бытие человека, оказывается чувство абсурдности — оно неожиданно рождается из скуки, перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Индивид выпадает из рутины повседневной жизни («подъем, завтрак, четыре часа на фабрике или в конторе...» и т.д.). «Миф о Сизифе» Камю представляет собой поиск такой «положительной формы» бытия в мире, в которой религиозная надежда умерла.

 

   ПОНЯТИЕ АБСУРДА, ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ,      

                     ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ.

 

В самом начале своего эссе об абсурде А. Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным философским вопросом является вопрос о смысле жизни. Это, в общем-то, и определяет основные проблемы, рассмотренные автором в его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и его влияние на отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода.

 

Абсурдизм[ — система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия (абсурдность человеческого существования).

Хотя понятие абсурд пропитывает все произведения Камю, «Миф о Сизифе» является его главной работой по этой теме. В «Мифе о Сизифе», Камю рассматривает абсурд как конфронтацию, противостояние, конфликт, или «развод» между двумя идеалами. А именно, он определяет человеческое существование как абсурд, как конфронтацию между человеческим желанием значимости, осмысленности, ясности и безмолвной, холодной Вселенной (или для теистов: Бога). Далее он говорит, что существуют особые человеческие переживания которые пробуждают понятия абсурдности. Такое осознание или столкновение с абсурдом ставит человека перед выбором: самоубийство, прыжок веры, или принятие.

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии»

 

Переходя непосредственно  к концепции абсурда А. Камю, следует отметить, что она не имеет ни онтологического, ни гносеологического статуса. Абсурд ничего не познает, ни к чему не стремится, не обладает собственной шкалой ценностей, ни самоценностью. Следует обратить внимание на очень важный момент этой концепции: абсурдность мира соответствует абсурдному человеку, ясно сознающему абсурд. Таким образом, абсурд оказывается сосредоточенным в человеческом сознании. Более того, абсурд является единственным связующим звеном между призванием человека и иррациональным молчанием мира. "Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он - единственная связь между ними" (Камю А. "Миф о Сизифе"//Камю А. Бунтующий человек М., 1990. С.48).

Абсурд как  ясное, лишенное всякой метафизической надежды, видение мира. Исходя из этого постулата, А. Камю представляет абсурдное произведение свободным от стремления к утверждению сверхсмысла. Абсурдное сознание, не презирающее разум, но знающее его границы, воплощается в произведение, не объясняющим, а лишь воспроизводящим мир. Мир иррационален, непостижим, и абсурдное произведение имитирует бессмыслицу мира. Для абсурдного сознания всякое объяснение мира является напрасным: мир в силу своей нечеловеческой самобытности ускользает от нас, отвергает — становясь самим собой — навязываемые ему образы и схемы человеческого мышления. "Будь я деревом или животным, жизнь обрела бы для меня смысл. Вернее, проблема смысла исчезла бы вовсе, так как я сделался бы частью этого мира"

Мы можем, например, вычитать, что чувство абсурдности — это разлад между человеком и жизнью: "когда очевидность и восторг уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям и к ясности".

Абсурд имеет  смысл и силу, которую трудно переоценить  в нашей жизни, когда с ним  не соглашаются.

Откуда это следует? Во-первых, абсурдность порождается сравнением или противопоставлением. Абсурд — это раскол, ибо его нет ни в одном из сравниваемых элементов, он рождается в их столкновении. И этот раскол — существенная связь между человеком и миром.

 

"Первым, и по сути дела, единственным условием моего исследования является сохранение того, что меня уничтожает, последовательное соблюдение того, что я считаю сущностью абсурда". Осознавший абсурд человек привязан к нему навсегда.

Таким образом, экзистенциализм, обожествляя то, что сокрушает человека, предлагает ему вечное бегство от самого себя. Так Ясперс, говоря, что все имеет объяснение в бытии, в "непостижимом единении частного и общего" находит в этом средство для возрождения всей полноты бытия - крайнее самоуничтожение, отсюда делая вывод, что величие бога - в его непоследовательности. Шестов говорил: "Единственный выход там, где для человеческого ума нет выхода. Иначе к чему нам Бог?" Необходимо броситься в Бога и этим скачком избавиться от иллюзий. Когда абсурд интегрирован человеком, в этой интеграции теряется его сущность — раскол.

Так мы приходим к идее, что абсурд предполагает равновесие.

Абсурд - это  ясный разум, осознающий свои пределы.

Тем не менее Камю-абсурдиста беспокоит мысль о том, что традиционные моральные ценности оказываются под ударом. Их отмена, по Камю, неминуема, однако это констатируется отнюдь не с радостью, а с горьким чувством. Абсурд "не рекомендует преступления, что было бы наивно, но он обнаруживает бесполезность угрызения совести. Кроме того, если все пути безразличны, то путь долга столь же законен, сколь и любой другой. Можно быть добродетельным по капризу".

Абсурд проявляет  себя в человеческом бытии тем, что  вызывает к действию сознание и разум  и предоставляет человеку внутреннюю свободу.

Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние оказывает абсурд на нравственные аспекты поведения человека, как соотносятся абсурд и мораль. По мнению Камю, человек абсурда мог бы принять только одну мораль – ту, что неотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живет без Бога. Все остальные виды морали представляют собой для человека абсурда лишь способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться.

Однако было бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет совершать  любые поступки. Как говорит Камю, абсурд только делает равнозначными последствия поступков.

Посторонний и Миф о Сизифе содержат основные ключи к философии Камю. Сознание Мерсо, героя Постороннего, пробуждается лишь к самому концу повествования, когда он оказывается перед лицом смертной казни за случайное, беспричинное убийство незнакомого араба. Прототип современного антигероя, он бесит судей неприятием их лицемерия и отказом признать собственную вину. В Мифе о Сизифе мифологический герой Сизиф начинает там, где кончил Мерсо. Боги приговорили его вечно катить на гору огромный камень, который, достигнув вершины, снова падает вниз, но Сизиф всякий раз упрямо начинает сначала, понимая всю бессмысленность своего труда. В этом сознании бессмысленности своих действий и заключается его победа. Абсурдность человеческого существования

Обреченность, несчастье, беспросветность, нелепость существования  – вот лейтмотив произведений Камю. Несчастные, непонятые люди живут  с «несчастным» сознанием в абсурдном мире. «Абсурд» является одной из фундаментальных категорий философии Камю. «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест».

Абсурд Камю направлен  и против разума, и против веры. В  бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда». Ведь все настоящее для людей есть каждодневный страшный суд. Нельзя верить и в разум как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает логичность мыслей и действий, а в жизни все протекает бессмысленно и нерационально. Все реальное чуждо сознанию, случайно, а значит, абсурдно. Абсурд и есть реальность.

Сам  по  себе  мир  не  абсурден,  он  просто  неразумен,  так  как  полностью  является  внечеловеческой  реальностью,  не  имеющей ничего  общего  с нашими  желаниями и нашим разумом.  Это не  значит,  что мир непознаваем,  иррационален. Для Камю  такие представления являются  также антропоморфными,  дающими нам иллюзорное  представление о постижимости  первоосновы мира - пусть и с помощью какой-то  иррациональной   интуиции.  Камю  достаточно высоко  ставит  эмпирическое  познание,  методы  науки.  Мир  вполне  познаваем,  от  одной  научной  теории  мы  переходим  к  другой,  более  совершенной.  В  мире  нет  окончательного,  последнего  смысла,  мир  не  прозрачен  для  нашего  разума,  он  не  дает  ответа  на  самые  настоятельные  наши  вопросы. 

Итак, рассмотрев и проанализировав понятие абсурда, Камю определяет три основных следствия  из абсурда: четкое сознание, с помощью  которого человек противостоит миру, внутренняя свобода и многообразие опыта бытия. С помощью работы ума и сознания человек абсурда обращает в правило жизни то, что было приглашением к смерти, обретая тем самым смысл бытия и отвергая самоубийство.

Чувство абсурда, возникающее  в результате работы сознания, позволяет  человеку переоценить свою судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данном реферате мы познакомились с выдающимся писателем и философом Альбером Камю, рассмотрели проблему и понятие абсурда — одни из основных в творчестве А.Камю

Подводя итог исследованию этого понятия, можно прийти к выводу, что Камю придал ему позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и он возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия. Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и по сей день. В современном противоречивом мире с его катаклизмами, на пороге третьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из центральных предметов исследования философской мысли.

Его произведения, посвященные главным образом одиночеству человека в мире, где царит абсурд и отчуждение, проблемам зла, гнетущей неотвратимости смерти, в сущности, отражали потерянность и разочарование интеллигенции послевоенных лет. Понимая и отчасти разделяя нигилизм своих современников, Камю отстаивал великие общечеловеческие ценности – истину, терпимость, справедливость.

В списке лауреатов нобелевской  премии по литературе напротив имени  Альбер Камю написано: "За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести". Это как нельзя лучше характеризует его творчество.

В конце концов, он сам стал сомневаться, правильно ли выбрал путь? Из противоречий рождается личность. И так удивительно, что в конце жизни он почти пришел к гуманизму Возрождения... Видимо, было что-то сильнее "абсурда".

        

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1.  Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: Проспект, 1998.
  2. Камю А. Избранное. – М.: Правда, 1990.
  3. Камю А. Избранное. Серия «Выдающиеся мыслители». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
  4. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер. с фр. О.И. Скуратович. – М.: ООО «Попурри», 1998.
  5. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
  6. http://books.atheism.ru/gallery/kamu
  7. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
  8. Материалы энциклопедии «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
  9. Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Философские взгляды А.Камю, его учение об абсурде