Философские взгляды Бэкона и Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:44, творческая работа

Описание работы

Фрэ́нсис Бэ́кон-английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное"
Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются...".

Файлы: 1 файл

Филосовские взгляды Бэкона и Канта.ppt

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Философские взгляды Бэкона и Канта

 

Френсис Бэкон(1561-1626)

 

Иммануи́л Кант(1724-1804)

Френсис Бэкон(1724-1804)

 

Фрэ́нсис Бэ́кон-английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.Основную цель своих сочинений, как и призвание  всей философии, Ф. Бэкон видел в  том, чтобы "восстановить в целом  или хотя бы привести к лучшему  виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное"

Бэкон считал, что науки  со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается  в "механических искусствах: "они, как бы восприняв какое-то живительное  дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта", мало задумываются об исходных понятиях и принципах.

Итак, Бэкон призывает  своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства человеческого".

 

 Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре.

Наука из подозрительного  и праздного в глазах многих людей  времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени  идут по стопам Бэкона: на место схоластического  многознания, оторванного от технической  практики и от познания природы, они  ставят науку, еще тесно связанную  с философией, но в то же время  опирающуюся на специальные опыты  и эксперименты.

"Деятельность же и  усилия, способствующие развитию  науки,— пишет Бэкон в Посвящении  королю ко Второй книге «Великого  восстановления наук», — касаются  трех объектов: научных учреждений,  книг и самих ученых". Во  всех этих областях Бэкону  принадлежат огромные заслуги.  Он составил подробный и хорошо  продуманный план изменения системы  образования (включая мероприятия  по ее финансированию, утверждению  уставов и положений).

Одним из первых в Европе политиков и философов он писал: "...вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы', если не будут предоставлены  средства на эксперименты...". Нужны  пересмотр программ преподавания и  университетских традиций, кооперация европейских университетов.

 

Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф. Бэкона на все  эти и подобные темы, не может  не подивиться глубокой прозорливости  философа, ученого, государственного мужа: его программа «Великого восстановления наук» не устарела и в наши дни.

Можно представить себе, какой  необычной, смелой и даже дерзкой  выглядела она в XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря  великим, опережающим свое время  идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих  ученых. И не случайно к Бэкону как  родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как  науковедение, социология и экономика  науки.

Однако свой главный вклад  философа в теорию и практику науки  Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как  связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь  должна быть тонко дифференцирована.

  Иммануи́л Кант (1724-1804)

 

Иммануи́л Кант— немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.Кант взял за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в  исследовании самого разума; границ, которые  может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого  познания.

Главным философским произведением  Канта является «Критика чистого  разума». Исходной проблемой для  Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это  касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение).

Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических  и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?»  Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением  содержания по сравнению с содержанием  входящих в суждение понятий. Эти  суждения Кант отличал от аналитических  суждений, раскрывающих смысл самих  понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность  термину «апостериори» — «из  опыта».

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность  и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта  является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой  априорной деятельности рассудка. Выявление  этой деятельности рассудка в отношении  опыта Кант называет трансцендентальным исследованием.

 Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».

 

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что  первым указал, что для обоснования  возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности  должны сообразовываться с миром, а  мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло  состояться познание.

Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир  как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в  себе) и той субъективной формы, в  которой эта материя (ощущения) постигается  сознанием. Единое синтетическое целое  материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости  становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне  формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан  в явлении, то есть в опыте.

 

 

В опыте выделяются два  уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные  данные (материя) осознаются нами в  формах пространства и времени, и  тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это  чувственный синтез.

 

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

 

Кант выделяет следующие  категории рассудка:

 1)Категории количества:Единство,Множество,Цельность.

2)категории качества:Реальность,Отрицание,Ограничение.

3)категории отношения:Субстанция и принадлежность, Причина и следствие,Взаимодействие.

4)категории модальности:Возможность и невозможность, Существование и несуществование,Необходимость и случайность.

Знание даётся путём синтеза  категорий и наблюдений. Кант впервые  показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.

 

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту -- низшая ступень разума, применение которой  ограничивается сферой опыта).

Здесь возникает новый  вопрос: «Как возможна метафизика?». В  результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может  иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить  чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений  которых одинаково обосновано), но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

Презентацию подготовил

Студент 29 группы МОСК

Осипов Дмитрий.


Информация о работе Философские взгляды Бэкона и Канта