Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:40, реферат
Фридрих Ницше (1844-1900) - родоначальник "Философии жизни". Вильгельм Фридрих Ницше: Великий Человек, великий философ непонятый современниками. Кто-то видит в нём злобного тирана, презирающего и высмеивающего мораль и всё святое, что есть в человеке. Кто-то видит в нём обыкновенного философа со своей точкой зрения на положение вещей в мире. Кто-то считает его основателем фашизма.
Фридрих Ницше (1844-1900) - родоначальник "Философии жизни". Вильгельм Фридрих Ницше: Великий Человек, великий философ непонятый современниками. Кто-то видит в нём злобного тирана, презирающего и высмеивающего мораль и всё святое, что есть в человеке. Кто-то видит в нём обыкновенного философа со своей точкой зрения на положение вещей в мире. Кто-то считает его основателем фашизма. А для кого-то это гений, у которого было мужество на свою точку зрения, на то, чтобы сказать её человеку и человечеству независимо от внешних обстоятельств и последствий.
У Ницше жизнь приобретает несколоько иной ракурс - главная черта воля, воля к власти. Он был как пессимистом, так и рационалистом. По его мнению, европейская культура переживает кризис из-за гибели системы ценностей, существовавшей ранее (красота, добро, истина). Ницше провозглашал разделение культуры на два типа:
Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, "в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость "иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: "чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, "разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".
Дионисийская - в своих установках она демонстрируют путь крайностей, прославляя индивидов, которые могут вырваться из границ здравого смысла. Высоко оцениваются любые способы, позволяющие людям разрушать рутину повседневности, например с помощью транса, вызванного алкогольным или наркотическим опьянением, или с помощью самоэкзальтации, вызванной уединением, постом, самоистязанием. Высоким статусом в этих культурах обладают те, кто показал себя бесстрашным и жестоким, презирающим опасность в бою, безудержным в радости и в горе. Апполоновский - это тип созерцательный, логичный, односторонне-интеллектуальный. Основной установкой, характеризующей представителей такой культуры, она считала избегание крайностей. Они превыше всего ценят умеренность и сбалансированность, все стороны их жизни ритуализированы, а идеал - приверженность к "среднему пути" и отказ от сильных эмоций типа гнева или ревности. Они стремятся избежать насилия и проявлений индивидуальной напористости, разрушающих межличностные отношения. Поэтому в детях воспитывается прежде всего ответственность перед обществом и стремление к кооперации, а не независимость и самоутверждение.
В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он - источник света, носитель божественного откровения: "Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее". Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. "Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком".
Чтобы показать, в чем состоят различия "аполлонического" и “дионисического” необходимо обратиться к началу культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.
Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Эти начала прорываются из самой природы "без посредства художника-человека". Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый художник является только "подражателем" и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, ... одновременно художником и опьянения и сна". С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).
"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.
Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: "аполлонического" и "дионисического". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, ".. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.
Позже формируются концепции
контркультуры, основателем и вдохновителем
которых является Ф. Ницше. Он отрицает
необходимость существования
Позиции ницшеанской философии
по проблемам культуры, общества и
человека были развиты в работах
немецких и французских