Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:06, реферат
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика».
Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика».
Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.
Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный методологический принцип гегелевской диалектики - объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопределении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».
В целом бесспорная заслуга Гегеля в том, что он впервые дал систематическое, целостное изложение диалектики. Именно поэтому высоко ценили Гегеля основоположники диалектического материализма, подчеркивая, что умный идеализм ближе к умному (диалектическому) материализму, чем материализм глупый (метафизический), неразвитый, мертвый, грубый.
Последним крупнейшим представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Основные сочинения Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». Идеолог радикальной буржуазии, бывший ученик Гегеля, он выступил с развернутой критикой взглядов своего учителя. Вот его характерные высказывания: «Мыслимое бытие не есть действительное бытие», «Философия Гегеля - рациональная мистика».
Природа создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга», утверждал Фейербах. Основой познания он считал чувства, именно они «читают книгу природы». Но он не был узким эмпириком, сенсуалистом, так как высоко оценивал значимость разума. Признавал он и роль практики в познании (она разрешает сомнения), но в то же время практику он сводил к чувственной деятельности.
В трактате истории Л. Фейербах опирается на антропологический принцип (антропос - человек). Реально существующий дух, по его мнению, имеет только земную основу, и этой основой является человек: «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек».
Вместе с тем сущность человека понимается им как исключительно жизнь человеческого разума и сердца (чувств). Люди просто совершали ошибку, приписав свою собственную сущность богу или абсолютной идее, считал Фейербах. Он утверждал, что надо теперь создать истинную религию - религию самого человека, основной заповедью которой будет всеобщая любовь людей друг к другу.
Давид Юм (1711–1776 гг.) – скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Францию издал «Трактат о человеческой природе», «Опыты нравственные и политические».Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверного знания считает объекты математики. Все другие объекты исследований касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта.
Опыт, однако, понимается идеалистически. Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления – непознаваемы. Мы не можем даже знать существует ли вешний мир. Существуют впечатления наших чувств (ощущения) и впечатления внутренних деятельностей души (рефлексии). От этих 2 видов первоначальных ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествовавшего ей впечатления.
В онтологии (учении о бытии) Юм отрицает
существование категории
В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может – быть основой морали.
Джон Локк (1623 – 1704) английский философ, родоначальник эмпиризма и сенсуальной теории познания. Основные труды «Опыт о человеческом разумении», «О пользовании разумом» и т.д.
Основные идеи:
По мнению Локка, не существуют ни
каких врождённых идей: «Всё человеческое
знание и даже идея Бога проистекает
из внешнего опыта через наши чувства
(сенсуализм) и внутреннего опыта
наблюдения ума за своею деятельностью».
Основу знания составляют простые идеи,
которые мы получаем через опыт.
Сам разум не может породить ни
одной идеи и всегда зависти от
опыта, поэтому сознание новорожденного
это всегда «чистая доска» не содержащая
знаний. Роль разума заключена в
соединение, составление простых
идей. Субстанция, по сути, это вывод
о том, что существует некий субстрат,
общая основа многообразия, из которого
и происходят простые идеи в качестве
субстанциональных аффектов. Отношения
же это связь между идеями. Знание
понятия субстанции не отчётливо
и не имеет ничего общего с уровнем
понимания конечного
Сам процесс познания Локк определял
как восприятие и понимание связи,
согласованности или
Локк выделил ряд типов познания: 1) чувственное или исходное познание, дающее представление о единичных вещах. 2) демонстративное знание, получаемое через умозаключение (математика, этика). 3) интуитивное познание представляет собой высший вид познания. На этом этапе происходит непосредственная оценка разумом соответствия и не соответствия идей, то есть здесь критерием истины выступает адекватность (степень соответствия действительности).
Иммануил Кант(1724 – 1804) Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).
Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два основных направления философии Канта.
1. «Звездное небо надо мной»
- механика Ньютона, которая
2. «Моральный закон во мне» -
разработка моральной
В философском развитии Канта различают 2 периода:
- «докритический» до 1770 г. Эмпирик.
Разработка космогонической
- «критический». 1770 г. – защита
диссертации «О форме и
Информация о работе Философские взгляды Гегеля, Фейербаха, Юма, Локка и Канта