Философские взгляды Гегеля, Фейербаха, Юма, Локка и Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика».
Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.

Файлы: 1 файл

Д.з. философия 1.docx

— 17.81 Кб (Скачать файл)

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика».

Гегель внес огромный вклад  в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.

Гегель первый дал всеобъемлющее  и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный  методологический принцип гегелевской диалектики - объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопределении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».

В целом бесспорная заслуга  Гегеля в том, что он впервые дал  систематическое, целостное изложение  диалектики. Именно поэтому высоко ценили Гегеля основоположники диалектического материализма, подчеркивая, что умный идеализм ближе к умному (диалектическому) материализму, чем материализм глупый (метафизический), неразвитый, мертвый, грубый.

 

Последним крупнейшим представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Основные сочинения Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». Идеолог радикальной буржуазии, бывший ученик Гегеля, он выступил с развернутой критикой взглядов своего учителя. Вот его характерные высказывания: «Мыслимое бытие не есть действительное бытие», «Философия Гегеля - рациональная мистика».

Природа создала не только «мастерскую  желудка», но и «храм мозга», утверждал  Фейербах. Основой познания он считал чувства, именно они «читают книгу  природы». Но он не был узким эмпириком, сенсуалистом, так как высоко оценивал значимость разума. Признавал он и  роль практики в познании (она разрешает  сомнения), но в то же время практику он сводил к чувственной деятельности.

В трактате истории Л. Фейербах опирается  на антропологический принцип (антропос - человек). Реально существующий дух, по его мнению, имеет только земную основу, и этой основой является человек: «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек».

Вместе с тем сущность человека понимается им как исключительно жизнь человеческого разума и сердца (чувств). Люди просто совершали ошибку, приписав свою собственную сущность богу или абсолютной идее, считал Фейербах. Он утверждал, что надо теперь создать истинную религию - религию самого человека, основной заповедью которой будет всеобщая любовь людей друг к другу.

 

Давид Юм (1711–1776 гг.) – скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Францию издал «Трактат о человеческой природе», «Опыты нравственные и политические».Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверного знания считает объекты математики. Все другие объекты исследований касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта.

Опыт, однако, понимается идеалистически. Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления  – непознаваемы. Мы не можем даже знать существует ли вешний мир. Существуют впечатления наших чувств (ощущения) и впечатления внутренних деятельностей  души (рефлексии). От этих 2 видов первоначальных ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествовавшего ей впечатления.

В онтологии (учении о бытии) Юм отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств.

В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто причины  порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим разумом. Отвергает  всякое богословие. Религия не может  – быть основой морали.

 

 

Джон Локк (1623 – 1704) английский философ, родоначальник эмпиризма и сенсуальной теории познания. Основные труды «Опыт о человеческом разумении», «О пользовании разумом» и т.д.

Основные идеи:

По мнению Локка, не существуют ни каких врождённых идей: «Всё человеческое знание и даже идея Бога проистекает  из внешнего опыта через наши чувства (сенсуализм) и внутреннего опыта  наблюдения ума за своею деятельностью». Основу знания составляют простые идеи, которые мы получаем через опыт. Сам разум не может породить ни одной идеи и всегда зависти от опыта, поэтому сознание новорожденного это всегда «чистая доска» не содержащая знаний. Роль разума заключена в  соединение, составление простых  идей. Субстанция, по сути, это вывод  о том, что существует некий субстрат, общая основа многообразия, из которого и происходят простые идеи в качестве субстанциональных аффектов. Отношения  же это связь между идеями. Знание понятия субстанции не отчётливо  и не имеет ничего общего с уровнем  понимания конечного человеческого  разума.

Сам процесс познания Локк определял  как восприятие и понимание связи, согласованности или несогласованности, контраста между нашими идеями. Граница  познания определена способность вещи воздействовать на нас. Вне этого  воздействия человек не способен воспринимать действительность и формировать  представление о ней.

Локк выделил ряд типов  познания: 1) чувственное или исходное познание, дающее представление о единичных вещах. 2) демонстративное знание, получаемое через умозаключение (математика, этика). 3) интуитивное познание представляет собой высший вид познания. На этом этапе происходит непосредственная оценка разумом соответствия и не соответствия идей, то есть здесь критерием истины выступает адекватность (степень соответствия действительности).

 

 

 

Иммануил Кант(1724 – 1804) Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

Кант выступил с критикой по отношению  к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы. Он обосновал  и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон  свободы.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»: два  основных направления философии  Канта.

1. «Звездное небо надо мной»  - механика Ньютона, которая была  для Канта предпосылкой теоретической  философии.

2. «Моральный закон во мне» - разработка моральной философии,  которую он называет «практической» (от «праксис» - поведение, действие).

В философском развитии Канта различают 2 периода:

- «докритический» до 1770 г. Эмпирик.  Разработка космогонической картины  мира (происхождение солнечной системы  из первоначальной туманности  – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая  естественная история и теория  неба» 1755, в нем Кант практически  исключает идею сотворения. Взаимосвязь  приливов и вращения Земли,  разработал систему классификации  животного мира, выдвинул идею  естественного происхождения человеческих  рас. «Дайте мне материю, и  я покажу вам, как из нее  должен возникнуть мир».

- «критический». 1770 г. – защита  диссертации «О форме и принципах  чувственного воспринимаемого и  умопостигаемого мира». Предпосылкой  анализа познания является механика  Ньютона как образец естественнонаучного  познания.


Информация о работе Философские взгляды Гегеля, Фейербаха, Юма, Локка и Канта