Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:13, реферат
Николай Кузанский (Кребс) (1401—1464) — выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма. В своей философии отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики, интерес к античной философии, обращение к диалогической форме изложения ее проблем, высокая филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют отнести его систему к философии Возрождения.
Философские взгляды
Н. Кузанского
Николай Кузанский (Кребс) (1401—1464) — выдающийся
философ и теолог своего времени. Кардинал
римско-католической церкви Николай Кузанский
— родоначальник ренессансного платонизма.
В своей философии отходил от ортодоксальных
традиций средневековой философии и методов
схоластики. Углубленное внимание к проблемам
астрономии, космографии, математики,
интерес к античной философии, обращение
к диалогической форме изложения ее проблем,
высокая филологическая культура отличают
мышление Николая Кузанского и позволяют
отнести его систему к философии Возрождения.
Основные его труды: «Об ученом незнании»
(1440), «О предположениях» (1440), «Книги Простеца»
(1450), «Апология ученого незнания» (1449),
«О вершине созерцания» (1464).
Николай Кузанский считал, что познание
дано человеку Богом. Поскольку познание
идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть
предел познания — это Бог. Наше человеческое
знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно,
конечное знание пытается понять бесконечность
и бесконечного Бога. Возможно ли такое
знание? Николай Кузанский говорит, что
человеку свойственна идея Бога. Бесконечный
Бог может мыслиться конечным человеком
в виде предела. Бог — это предел, до которого
мы можем знать, за этим пределом нет знания,
но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку
Бог — это истина, то истина не познается,
но осознается человеком. Получается,
что путь человеческого познания ведет
к «ученому незнанию», к отрицанию возможности
постижения предельных божественных истин.
С другой стороны — Бог есть всеобщее,
Бог — «максимум вселенной». Поскольку
Бог проявляется в любой самой малой вещи,
процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек
тоже (как Божие творение) является «малым
миром», включающим «большой мир». Ведь
человек стремится выйти за пределы своего
«я», к своей надиндивидуальности и подойти
к «всеобщему», т.е. к Богу. И человек всегда
неповторим, индивидуален, лично уникален,
чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение
противоположностей, человек и мир постоянно
в развитии, в движении. У личности есть
бесконечные перспективы для развития
и саморазвития. Человеческий микрокосм
отражает весь макрокосм, всю Вселенную.
Тогда главное в жизни человека — это
деятельность. Созерцательная жизнь становится
невозможной, ибо человек — деятельное
существо, и богопознание в указанных
пределах идет через деятельность, через
творчество личности.
В целях утверждения своих идей, Николай
Кузанский применял геометрические термины
и доказательства, имея образцом Платона
и его школу, в которой геометрия была
необходимым условием изучения философии.
Интерес к античности, уход от схоластических
силлогизмов к диалектическому методу,
гуманистическое понимание ценности человеческой
личности у Николая Кузанского повлияли
на его современников.
4. Философские взгляды Н. Коперника
Николай Коперник (1473 - 1543) – польский астроном,
создатель гелиоцентрической системы
мира Николай Коперник родился в Торуни
в семье купца. После смерти отца (1483) воспитывался
своим дядей Лукашем Ваченроде, епископом
Вармийской епархии (Вармия – исконная
польская земля, простиравшаяся по берегам
Вислы от г. Торунь до Балтийского моря).
Учился в Краковском университете (1491-1495).
В 24 года был избран каноником. Продолжил
образование в итальянских университетах
Болоньи, Падуи, Феррары, где, кроме астрономии,
изучал медицину и право. После возвращения
на родину (1503) был секретарём и врачом
у своего дяди и жил до его смерти в г. Лидзбарк,
в епископской резиденции. В 1312 г. поселился
в г. Фромборк в одной из башен крепостной
стены, окружавшей собор. Это помещение,
где Коперник прожил свыше 30 лет, служило
ему обсерваторией; оно сохранилось до
настоящего времени.
Новые антисхоластические идеи, выраженные
лишь в натурфилософских догадках Н. Кузанского,
Леонардо да Винчи и др., были подхвачены
и научно разработаны гениальным польским
ученым, создателем гелиоцентрической
системы мира Николаем Коперником (1473—1543).
Создание гелиоцентрической системы легло
в основу научной астрономии, явилось
исходным пунктом картины мира, созданной
в XVII в. Галилеем и его продолжателями.
Открытие Коперника обусловило глубокий
переворот в технике, науке и культуре,
который начался в XVI в.
Сочинения Н. Кузанского и Леонардо да
Винчи не были непосредственно направлены
против господствующей теологии. Работы
же Коперника были началом освобождения
естествознания того времени от религиозного
влияния. Своим великим открытием Коперник
нанес сокрушительный удар по господствующему
религиозному представлению, по основной
церковной догме, которая касалась вопроса
о мироздании, о происхождении Вселенной.
Энгельс указывает, что учение Коперника
было «революционным актом, которым исследование
природы заявило о своей независимости...
Отсюда начинает свое летоисчисление
освобождение естествознания от теологии...
Но с этого времени пошло гигантскими
шагами также и развитие наук...».
Заслуга Коперника состояла в том, что
он опроверг основные положения геоцентрической
теории Птоломея, господствовавшей в астрономии
до конца XV столетия. Коперник показал,
что кажущиеся движения Солнца, планет
и звезд объясняются суточным вращением
Земли вокруг своей оси и годовым обращением
вокруг неподвижного Солнца.
Исходя из открытий Коперника, естествознание
устранило мистическую границу между
Землей и небесами.
Наука показала, что небо — это не убежище
для сверхъестественных сил, что оно также
материально. Вселенная предстала перед
человеком как бесконечная материя, движущаяся
по внутренне присущим ей закономерностям.