Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:41, реферат
Сокра́т (греч. Σωκράτης) (ок. 469 до н. э., Афины — 399 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот отматериалистического натурализма к идеализму. Казнён политическими противниками. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ был сыном каменотёса Софроникса и повитухи Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на злой женщине по имени Ксантипа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».
Сокра́т (греч. Σωκράτης) (ок. 469 до н. э., Афины — 399 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот отматериалистического натурализма к идеализму. Казнён политическими противниками. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ был сыном каменотёса Софроникса и повитухи Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на злой женщине по имени Ксантипа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». По приговору суда Сократ выпил яд — цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании
Становление философских
взглядов Сократа. В центре сократовской
мысли - тема человека, проблемы жизни
и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков,
права и долга, свободы и ответственности,
личности и общества. Сократовские беседы
- поучительный и авторитетный пример
того, как можно ориентироваться в чаще
этих вечно актуальных вопросов. Сократ
действительно явился тем мыслителем,
который в путанице софистики отделил
истинное от неистинного, свет от темноты.
Почва, на которой он стоит, у него с софистами
общая. Его принципом является отрицательная
власть субъективного, не обусловленная
никаким внешним объектом, свободная от
ограниченного и определенного, которые
считаются прочной реальностью непосредственного
сознания; человек также у него относится
только к самому себе; он также, по его
мнению, имеет критерий реальности в себе
самом. Сократ значительно отличается
от софистов тем, что для него таким критерием
является не отдельное, а всеобщее сознание,
сознание истинного и доброго, что он определяет
разумную, абсолютную цель, содержание,
хотя и продиктованное мышлением, но тем
не менее сущее в себе и для себя, устойчивое,
субстанциальное добро, как сущность субъективности.
Сомнение - «я знаю то, что ничего
не знаю», - должно было, по учению Сократа,
привести к самопознанию - «познай самого
себя». Только таким индивидуалистическим,
путем, учил он, можно прийти к пониманию
справедливости, права, закона, благочестия,
добра и зла.
В центре учения Сократа - человек,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности,
общества. Сократ рассматривал подходящим
для учения любое место, поскольку весь
мир является школой благодетельности.
Поэтому глупость не в том, чтобы мало
знать, а в том, чтобы не знать самого себя
и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.
Вот поэтому его философию называют началом
первого антропологического поворота
в истории философской мысли.
Философия в понимании Сократа.
Сократ концентрировал свое внимание
на человеке и его поведении, считая эти
проблемы важнейшими для философии. Для
Сократа знания и поступки, теория и практика
едины: знание (слово) определяет ценность
«дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда
и его уверенность в том, что истинные
знания и подлинная мудрость (философия),
доступные человеку, неотделимы от справедливых
дел и других проявлений добродетели.
С точки зрения Сократа, нельзя назвать
философом того, кто обладает знаниями
и мудростью, но, судя по его образу жизни,
лишен добродетели. Таким образом, одним
из отличительных признаков истинной
философии и подлинного философа является,
по Сократу, признание единства знания
и добродетели. И не только признание,
но также стремление к реализации этого
единства в жизни. Сообразно с этим философия,
в понимании Сократа, не сводится к чисто
теоретической деятельности, но включает
в себя также практическую деятельность
- правильный образ действия, благие поступки.
Словом, мудрость есть добродетель, т.
е. знание о добре, которое включает в себя
внутреннее переживание добра и потому
побуждает к благим поступкам и удерживает
от дурных. Предметом философии, ее основной
задачей и главной целью Сократ сделал
познание «естества» человека, первоисточника
его поступков и дел, его образа жизни
и мышления. Такое познание он считал возможным
лишь на пути самопознания, на пути следования
дельфийскому призыву «Познай самого
себя». В осуществлении этого девиза Сократ
усматривал свое жизненное назначение
и призвание. Для выяснения и определения
понятий Сократ пользовался методом, который
получил название диалектического метода,
или диалектики. Диалектика - великое достижение
философии Сократа.Философия, как ее понимает
Сократ,- не умозрительное рассмотрение
природы, а учение о том, как следует жить.
Но так как жизнь – искусство и так как
для совершенства в искусстве необходимо
знание искусства, то главному практическому
вопросу философии должен предшествовать
вопрос о сущности знания. Знание Сократ
понимает как усмотрение общего (или единого)
для целого ряда вещей (или их признаков).
Знание есть, таким образом, понятие о
предмете и достигается посредством определения
понятия.
Философский метод Сократа имевший
своей задачей обнаружение «истины» путем
беседы, спора, полемики, явился источником
идеалистической «диалектики», под которой
в древности понимали искусство добиться
истины путем раскрытия противоречий
в суждении противника и преодоления этих
противоречии. Тогда некоторые философы
считали, что раскрытие противоречий в
мышлении и столкновение противоположных
мнений является лучшим средством обнаружения
истины. Основные составные части сократовского
метода: «ирония» и «майевтика» - по форме,
«индукция» и «определение» - по содержанию.
Сократовский метод, это, прежде всего
метод последовательно и систематически
задаваемых вопросов, имеющих своей целью
приведение собеседника к противоречию
с самим собой, к признанию собственного
невежества. В этом и состоит сократовская
«ирония». Однако Сократ ставил своей
задачей не только «ироническое» раскрытие
противоречий в утверждениях собеседника,
но и преодоление этих противоречий с
целью добиться «истины». Поэтому продолжением
и дополнением «иронии» служила «майевтика»
- «повивальное искусство». Сократ хотел
этим сказать, что он помогает своим слушателям
родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего»
как основы истинной морали. Основная
задача философского метода Сократа -
найти «всеобщее» в нравственности, установить
всеобщую нравственную основу отдельных,
частных добродетелей. Эта задача должна
быть разрешена стимулированием мощи
души через иронию и индуктивное размышление.
Религиозные взгляды и «демон»
Сократа. Основной задачей философии Сократ
считал обоснование религиозно-нравственного
мировоззрения. Материю он определял как
субстанцию, возникающую и уничтожающуюся;
идеи как неразложимую субстанцию, мысли
Бога. Основной философский вопрос Сократ
решает как идеалист: первичным для него
является дух, сознание, природа же - это
нечто вторичное и даже несущественное,
не стоящее внимания философа. Высшим
проявлением божественной заботы о людях
является разумность человека.
Человек, по Сократу, был бы вообще
лишен разума и знания, если бы в нем, наряду
со смертным телом, не было бы бессмертной
души. Именно благодаря божественной душе
человек приобщается к божественному
знанию: подобное познается подобным.
Главным является забота о душе:
пренебрежение телесными удовольствиями,
которые, скорее, приносят вред, чем пользу,
и украшение души подлинными добродетелями
и плодами познания - истиной, справедливостью,
свободой, мужеством, воздержанностью.
Сократ считал, будто его сопровождает
некий демон (гений), который, дает ему
советы, останавливает его, когда он хочет
совершить неправильный поступок или
активно побуждает его к действиям. Одни
исследователи видят в демоне Сократа
метафору, которой он иронически прикрывал
свои собственные совесть, разум или здравый
смысл; другие - просветленное чувство,
просветленное внутреннее чутье или инстинкт;
третьи - выражение внутреннего откровения
или проявление религиозного энтузиазма;
четвертые - «чудовищный» феномен, при
котором инстинкт и сознание (их функция)
заменяют друг друга; пятые - свидетельство
того, что внутреннему миру каждого присуща
трансцендентность.
Сократовская концепция знания
и познания. Сократ считал, что знание
божественно, и только оно возвышает человека
и уподобляет его богам. Сократ отстаивал
принцип всеобщего господства разума
- в природе, в отдельном человеке и в человеческом
обществе в целом.
Истинное познание, согласно
Сократу, исходит от бога и приводит к
нему. Таковы условия и границы возможной
и допустимой автономии человеческого
познания. Четко было обозначено Сократом
и единственно верное, по его мнению, направление
усилий человека - познание. Истинный путь
человеческого познания состоит, по Сократу,
в том, что бы уразуметь божественную мудрость,
управляющую всеми делами.
Сократ сделал формулу мудрости
– «Познай самого себя» основной частью
своего учения. Сократ видел задачу философии
в исследовании этико-познавательной
сферы человеческой жизни и деятельности.
Сократ считал, что человек более всего
нуждается в познании самого себя и своих
дел, определении программы и цели своей
деятельности, ясном осознании того, что
есть добро и зло, прекрасное и безобразное,
истина и заблуждение. Дорога самопознания
ведет человека к пониманию своего места
в мире. Человек, знающий себя, знает и
то, что для него будет хорошо, и различает
то, что может сделать и чего не может.
Сократ считал последовательное
познание «себя самого» основой понимания
этических принципов, отношения к полису
и религии. В отличие от предшествовавших
ему материалистов, которые искали ответы
на вопросы, касающиеся человека, прежде
всего в его отношении к природе и призывали
«прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал
значение совести, «внутреннего голоса».
Для Сократа смысл человеческой жизни
заключается в философствовании, в постоянном
самопознании, вечном поиске самого себя
путем испытания.
Добродетель в понятии Сократа.
В центре всего сократовского философствования
стоят вопросы о нравственных добродетелях,
моральных качествах человека. По существу
своему учение Сократа - это философия
морали, этика. Добродетель, по Сократу,-
это божественный разум, доступный, и то
не полностью, лишь философскому уяснению
в понятиях.
Истинное познание - познание
посредством понятий - доступно, по сократовской
концепции, лишь немногим, мудрецам, философам.
Но и им доступна не вся мудрость, но лишь
незначительная часть ее. Мудрость есть
знание, но человек не в силах знать все.
Сократ различил четыре вида добродетели:
благоразумие, праведность, стойкость,
воздержание.
Вопрос бытия в философии Сократа.
Придя к выводу о неправильности исследования
причины бытия, как он её понимал, эмпирическим
путем, Сократ перешел к философскому
рассмотрению истины бытия в отвлеченных
понятиях. С этой точки зрения критерием
истины является соответствие того, что
познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях
Сократ перевел проблематику познания
в новую плоскость, сделав предметом философского
познания само знание. Все бытие, лишенное
собственного разума и смысла, вытеснено
из этого предмета, исключено из него.
Сократовская философия имеет дело не
с бытием, но со знанием о бытии. И это знание
- результат познания в понятиях божественной
по своему характеру причины, а вовсе не
эмпирического изучения вещей и явлений
бытия. Понятие в концепции Сократа - это
не результат одних лишь мыслительных
усилий познающего субъекта, не просто
субъективный феномен человеческого мышления,
но некая умопостигаемая объективность
разума.
Одним из основных разногласий
Сократа и софистов стал вопрос о существовании
объективной истины. Софисты были уверены
в отсутствии истины вне человека и считали
каждого человека вправе принимать за
истину то, что подходит для конкретного
индивида в конкретном случае в зависимости
от личных склонностей, ситуации, выгоды
и пр. В вопросе истинности того или иного
положения решающим становится субъективное
мнение и произвол человека, «меры всех
вещей». Таким образом, в рассуждениях
софистов «о делах человеческих» Сократ
не находит ничего, кроме напущенной мнимой
мудрости. По его мнению, без непреложных
истинных начал, истинных норм человеческой
деятельности - теоретической и практической
невозможна разумная и созидательная
деятельность человека и какое-либо положительное
развитие личности. Задача каждого - найти
всеобщие и объективные теоретические
и практические, логические и этические
нормы. Причем такой процесс возможен
только при условии приложения конкретных
усилий каждым конкретным человеком -
нахождение всеобщей истины, применимой
к каждому из нас, ставится в прямую зависимость
от личного благочестия.
Начиная с Сократа, философия
впервые формулирует основной мировоззренческий
вопрос как вопрос об отношении субъекта
к объекту, духа к природе, мышления к бытию.
В философии Сократа человек становится
единственным бытием, которого он рассматривает
как нравственное существо. Сократ является
родоначальником философской этики, которая,
в отличие от религиозной, рассматривает
мораль в качестве пред¬мета, целиком
находящегося в компетенции человека,
в границах его познавательных и практических
возмож¬ностей.