Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:46, шпаргалка
Филос. миросозерцание С. сложилось уже ко времени написания магистерской диссертации. От Юркевича он воспринял любовь и вкус к метафизической проблематике, к метафизике как учению о сущем, а также устойчивый интерес к платонизму, который был интегрирован им в структуру собственных филос. построений. Критика философии позитивизма начиналась у С. с утверждения мысли о том, что философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического знания завершила свое развитие и окончательно потеряла свой смысл.
Филос. миросозерцание С. сложилось
уже ко времени написания магистерской
диссертации. От Юркевича он воспринял
любовь и вкус к метафизической проблематике,
к метафизике как учению о сущем, а также
устойчивый интерес к платонизму, который
был интегрирован им в структуру собственных
филос. построений. Критика философии
позитивизма начиналась у С. с утверждения
мысли о том, что философия в смысле отвлеченного,
исключительно теоретического знания
завершила свое развитие и окончательно
потеряла свой смысл. Философия, по мнению
С. имеет смысл только лишь в том случае,
если ей удастся отрешиться от своей отвлеченности
и теоретичности и вступить в органический
синтез с основными жизненными стихиями
как иными и новыми основаниями и началами
жизни, человеческого мышления и, наконец,
самой философии: «Философия, осуществляя
собственно человеческое начало в человеке,
тем самым служит и божественному, и материальному
началу, вводя то и другое в форму свободной
человечности... Если кто из вас захочет
посвятить себя философии, пусть он служит
ей смело и с достоинством, не пугаясь
ни туманов метафизики, ни даже бездны
мистицизма». Дальнейшее развитие эти
идеи получили в таких работах, как «Философские
начала цельного знания» и «Первое начало
теоретической философии», где проводилась
мысль о том, что человек может быть действительно
свободен только во внутреннем соединении
с истинно сущим, т.е. в истинной религии.
Предметом философии является, по мнению
С. цельное знание, которое органически
синтезирует теологию, философию и опытные
науки, цель же философии заключается
в стремлении содействовать в сфере знания
перемещению центра человеческого бытия
из его земного существования в абсолютный,
трансцендентный мир. Наиболее важные,
глубокие — это явления мистические, за
ними следуют явления психические и, наконец,
как самые поверхностные и несамостоятельные
— явления физические. Тем не менее в своей
религиозной философии С. стремился выявить
божественное начало во всех человеческих
и природных явлениях, во всех проявлениях
духа и материи: «Что касается до общего
состояния философии, то оно представляется
в таком виде: то философское направление,
которое со времен Декарта старалось построить
вселенную на голове мыслителя, т.е. признавало
наше мыслящее Я безусловным основанием
и источником всякой истины, — это философское
направление оказалось несостоятельным
и всеми оставлено. Но сознавши бессилие
человеческой мысли самой по себе, современные
философы, вместо того чтобы обратиться
к тому, что выше, и сильнее, и лучше нашей
мысли, т.е. к Богу и всему божественному,
— напротив, привязались исключительно
к тому, что ниже нашей мысли: к немощным
и скудным стихиям видимого мира и повели
свою философию в хвосте естественных
наук».
Филос. система С. получившая название
«философии всеединства», или «метафизики
всеединства», была сложным по содержанию
и структуре духовным образованием. Ее
основные структурно-смысловые элементы:
принцип всеединства и учение о цельном
знании, учение о Софии, учение о Богочеловеке
(«Чтение о Богочеловечестве») и, наконец,
идея соборности («Будущность теократии»).
Само построение филос. системы осуществлялось
по исторической схеме — как история развития
мирового духа, как тео-космо-исторический
процесс. С. стремился отказаться от того
духа секуляризма, которым была проникнута
почти вся европейская философия Нового
времени, и вслед за ранними славянофилами
обрести цельное знание, предполагающее
единство теории и жизненно-практического
действия, т.е. мыслил создать философию
жизни, а не философию школы. Тем не менее
С. удалось разработать развитую и полную
филос. систему с изощренной метафизикой,
онтологией, гносеологией, этикой и эстетикой.
Отталкиваясь от принципа всеединства
— «все существует во всем», С. создал
собственную филос. терминологию для описания
этого всеединства: «Поскольку сущность
определяется сущим, она есть его идея,
поскольку бытие определяется сущим, оно
есть его природа». Не без влияния филос.
учения Гегеля С. с помощью системы триадически
выстроенных категорий рисует общую картину
мира. Именно на пересечении взаимодействий
таких цепочек категорий, как «сущее, бытие,
сущность» и «абсолютное, логос, идея»,
разворачивается картина мировых взаимосвязей
Духа, Ума, Души; Воли, Представления, Чувства;
Блага, Истины и Красоты. В творческие
планы С. входило написание особых филос.
трактатов, посвященных Благу, Истине
и Красоте, но успел появиться лишь первый
том — «Оправдание добра».
Статья С.Н. Булгакова «Что дает современному
сознанию философия Вл. Соловьева» была
одной из первых посмертных оценок: «В
истории философии положительно нельзя
указать философской системы, которая
была бы в такой степени многосторонней,
как Соловьевская... нет ни одного великого
философского и религиозного учения, которое
не вошло бы как материал в эту многогранную
систему: философия греков, находящая
свое историческое завершение в Платоне
и неоплатониках, буддизм ихристи
Информация о работе Философские взгляды Владимира Сергеивича Соловьева