Философские взгляды В.С. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - проанализировать философию В.С. Соловьева. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Исследовать социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева;
Охарактеризовать философию «всеединства» как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения.
Изучение данной темы основано на использовании частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа, статистический, конкретно-социологический и другие.

Содержание работы

Содержание
2
Введение
3
Личность и особенности творчества В.С. Соловьева
3
Учение о всеединстве
4
Понятие жизни в творчестве Соловьева
6
Принцип всеединства в теории познания – гносеологии
6
Учение о «Вселенской теократии»
7
«Русская идея» Соловьева
8
Место и значение Соловьева в истории русской мысли
8
Заключение
9
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Основы философии.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

В чем же состоит, по Вл. Соловьеву, «русская идея», или историческая миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей. Вл. Соловьев полагает, что следует использовать мощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианского человечества. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. В этом и состоит «русская идея»: «Христианская Россия... должна подчинить власть государства... авторитету Вселенской Церкви и отвести подобающее место общественной свободе... Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенской церкви и делу общественной организации... внесет в семейство народов мир и благословение».

«Русская  идея» мыслится Соловьевым в контексте  его учения о Вселенской теократии и всеединстве. Церковь (первое лицо социальной троицы) олицетворяет собой начало единства и солидарности. Она является также носителем традиции или предания. Государство, или светская власть (второе лицо социальной троицы), должно стать могучим орудием «истинной социальной организации». Для этого государству следует перестать быть защитником эгоистических национальных интересов. Государство не должно быть целью само по себе. Оно должно быть средством, прежде всего законодательно регулировать частную инициативу лиц п организаций. Наконец, общество, или общественность (третье лицо социальной троицы), есть свободная и совершенная организация, выражающая самодеятельность и самоорганизацию свободных граждан. Общественность направляется деятельностью пророков. Три лица социальной троицы должны быть «безусловно солидарны между собой», поскольку являются органами единого организма, выполняющими жизненно важные функции общественного целого.

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ СОЛОВЬЕВА В ИСТОРИИ РУССКОЙ  МЫСЛИ

Место и значение творчества Вл. Соловьева  в истории русской мысли определяются тем, что он явился завершителем и  систематизатором русской философской классики. Его система — вершина русской классической философии. Без творчества Вл. Соловьева едва ли мы вообще имели бы возможность говорить о русской классической философии как о реальном факте культуры. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития. В его философии нашли отражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех выдающихся западноевропейских и русских мыслителей.

Общим для Вл. Соловьева и западноевропейской философской классики явилась и постановка в центр философствования вопроса об идеале. Классическую философскую мысль интересует не столько вопрос «что есть», сколько «что должно быть». Идеал определяется христианским мировоззрением, поэтому вполне очевиден и не требует особых усилий, чтобы быть понятым. Это гармония души и тела, братство и солидарность людей, любовь, сострадание и милосердие, стыд, совесть, благоговение перед высшим и другие ценности христианского мировоззрения. Но почему наблюдаемая действительность столь далеко отстоит от идеала?

Уверенность в конечном торжестве идеала над  уродствами и безобразиями видимого мира лежит в основе ощущения прочности бытия, его незыблемости перед лицом возможных катастроф и потрясений. Ничто не может нарушить поступательного движения мира в целом, а следовательно, общественного развития, истории человечества. Историческая закономерность пробьет себе дорогу. Поэтому катастрофы и неурядицы носят временный, преходящий характер. В этом же русле развивается основная тенденция философского творчества Вл. Соловьева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав в данной работе философию В.С. Соловьева  необходимо отметить, что исключительно  важное место занимала историческая тема в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX в. В.С. Соловьева.

С центральным для христианского  сознания историческим событием - пришествием  Христа - русский философ связывал начало качественно нового этапа  мировой истории.

Соловьев заключает, что  философия, стремится соединить  полноту содержания духовных созерцаний Востока “с логическим совершенством западной формы”. В ее задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективное значение знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало – бог – как всеединство придаст миру характер завершенной органической системы. Та же самая внутренняя связь, существующая между богом и миром имеет место во всех других положительных проявлениях существования. Цельное познание реальности в целом неизбежно приводит не только к религиозному, но и христианскому мировоззрению, которое зиждется на учении о богочеловечестве, т.е. божестве и человеке, воплощенных во Христе. История такого воплощения “естественно завершается личным соединением живого Бога со всем существом человека – с разумной душой и материальным телом”.

Соловьев считал, что мир  содержит в себе божественный элемент  всеединство в потенции как идею. Однако он содержит также небожественное – естественный, материальный элемент, в силу которого частное не есть всеединое. Однако частное стремится к всеединству и постепенно достигает этой цели, объединяя себя с богом. Этот процесс установления всеединства является процессом развития мира. Мир множественности и частности отрицает всеединство. Однако божественный принцип как идея существует потенциально в слепом, бессознательном стремлении каждого человека. Вначале этот элемент ограничивает разделение и распыление в форме внешнего закона, восстанавливающего единство, необходимое для полноты жизни. Затем, на сравнительно более высокой стадии развития, вследствие роста сознания внешнее единство в человеке обращается во внутреннее всеединство, основой которого являются этические принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Статья «Философские взгляды В.С. Соловьева», интернет-портал «Xreferat», www.xreferat.ru,http://xreferat.ru/104/3597-1-filosofskie-vzglyady-v-s-solov-eva.html
  2. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6. – С.
  3. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин – М.: Просвещение, 1988. – 385 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философские взгляды В.С. Соловьева