Философский смысл проблемы бытия. Основные формы и диалектика бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Согласно основам философских идей раздел философского знания, изучающий учение о бытии, называется онтологией.
И в настоящее время философия испытывает особый интерес к основам бытия, его формам и в целом - к загадке человеческого бытия.
Согласно различным философским концепциям (монизм, дуализм и плюрализм), проблема бытия по-разному трактуется.

Содержание работы

1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы и
диалектика бытия…………………………………………………………..4
2. Категория материи и ее становление в процессе развития
философского естественнонаучного знания……………………………..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………………………..13

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Северо-Кавказский филиал

федерального государственного образовательного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

Московского технического университета связи и информатики

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 

Тема 9

1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы и

диалектика бытия.

2. Категория материи и ее становление  в процессе развития

философского естественнонаучного знания.

 

 

 

Выполнила:  студентка

                                                                                   Курс: _________________

                                                      Группа:________________

Форма обучения:________

Учебный шифр: 12230

Никифорова Светлана Александровна

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Философский смысл проблемы  бытия. Основные формы и

диалектика бытия…………………………………………………………..4

2. Категория материи и ее становление  в процессе развития

философского естественнонаучного знания……………………………..8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философский смысл  проблемы бытия. Основные формы и

диалектика бытия.

 

Согласно основам философских идей раздел философского знания, изучающий учение о бытии, называется онтологией.

И в настоящее время философия испытывает особый интерес к основам бытия, его формам и в целом -  к загадке человеческого бытия.

Согласно различным философским концепциям (монизм, дуализм и плюрализм), проблема бытия по-разному трактуется.

Э.Г.Винограй. в «Основы философии. Систематический курс» определяет Монизм, как  теорию, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. [Э.Г.Винограй. Основы философии. Систематический курс. Кемерово: КемТИПП. 2001. 170с]. Для большого разнообразия видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность, схожесть на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода.

Например, Фалес предполагал, что все состоит из одного элемента — воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны. Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г. В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы:

1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное;

2) крайние варианты, где начал  не два, а множество, и где вообще  отвергается идея единства мира.

История философии может быть рассмотрена не только как борьба Плюрализм и монизма, но и как столкновение разных форм Плюрализм, например материалистического и идеалистического Плюрализм. [Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911].

А вот в современной философской мысли, в  онтологии применяется понятие «виртуальное бытие», как следствие развития информационных технологий.

Таким образом, определим «Бытие», как:

 - философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов.

– философскую категорию, обозначающую реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека;  которая отмечает взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

В целом, в философской науке можем выделить следующие ключевые виды бытия:  материальное бытие и духовное (реальное, идеальное).

К материальному бытию отнесем то, что составляет объективную реальность (природные объекты, факты человеческой и общественной жизни), то есть все, что принадлежит действительности и существует независимо от субъекта. 

Идеальное бытие – духовная жизнь человека как индивида и духовная жизнь общества в целом, например чувства, эмоции, настроения, мысли, идеи.

Данное деление существовало с самого начала развития философии и Например, немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». [Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104–105].

Бытие может иметь множество форм. Основные виды бытия можно представить в следующих основных формах:

1)Бытие вещей и процессов: например, бытие состояний природы, которую человек воспринимает, как реальность, и которая не зависит от действий человека. Природа существовала всегда, еще до появления человека и будет существовать. Это взгляд с позиции материализма.  

 Существует идеалистическая позиция: Например, бытие цивилизации. т.к. с одной стороны, цивилизация возникла из природы, а с другой стороны в развитие цивилизации  вложено сознание и душа человека.

2)Вторая форма - бытие человека. Здесь человек может рассматриваться как элемент системы, как часть природы, как «вещь», однако имеет место «специфическое» человеческое бытие, где человек является не просто предметом, телом, а является индивидуумом.

3)Бытие духовного, идеального.

а) индивидуальное духовное (сознание индивида).

б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4)Бытие социальное: бытие человека; бытие человека в обществе.

Считаем необходимым, наряду с понятием бытия обратиться так же к определению «небытия». Определим Небытие, как то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование, чего уже нет в природе или чего не было вовсе.

Исходя из наших рассуждений, мы выяснили, что бытие - это все то, что существует, это человек, как индивид, человеческое общество, отдельное животное или стадо, стая, группа, бытие это  природа или общество, творчество отдельного поэта или религия целого народа.

Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие.

 

 

 

 

 

 

 

2. Категория материи  и ее становление в процессе  развития

философского естественнонаучного знания.

 

Материя (от лат. materia -вещество) -философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. [История философии: Энциклопедия.  Мн.:Интерпресссервис; Книжный Дом. 2002. Стр.604 -605]. В материалистической философии  «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).  [Материя // Большая советская энциклопедия]: Отсюда мы можем утверждать, что материя отображается нашими ощущениями, существуя объективно, независимо от них.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Понятие «материя» изначально означала вещество. Началом формирования представления о материи явился поиск того, что является основой всего качественного многообразия существующих вещей. Он и привел к появлению понятия для обозначения единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира. Все многообразие мира выводилось из какого-либо одного качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента, например, огонь, вода и т.д. В дальнейшем появилась идея атомарного строения мира, в основе которой атом - чувственно не воспринимаемая частица, основа мироздания.

Открывшиеся философские возражения нашли свое разрешение, прежде всего в рамках диалектического материализма, пришедшего на смену материализму механистическому.

В.И. Ленин, раскрывая сущность кризиса в понимании материи, пояснил, что исчезла не материя, а метафизические представления о ней, и новые открытия могут быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи. Вопрос о строении материи - это физический вопрос, а вопрос об 
отношении нашего познания к физическому миру - это философская проблема. В.И. Ленин внес и принципиально новое осмысление сущности материи, подчеркнув, что единственное ее свойство есть «свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции лежит не через перечисление ее свойств, а, как показал В. И. Ленин, через соотнесение ее с сознанием:

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [Ленин В.И. ПСС, т.18, с.275.].

Ленинское определение материи направлено как против объективного идеализма, исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего, так и против субъективного, полагающего, что все окружающие предметы являют «комплексы наших ощущений». Одновременно оно отвергает агностицизм [Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». - М.: Наука, 1983. c. 215.].

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о картине мира. Так, в основе геоцентрической картины мира лежат представления о мире древнегреческого ученого и мыслителя Птоломея. На формирование гелиоцентрической картины мира оказали влияние открытия в области физики, астрономии XVI - XVII ввУН. Коперник, И. Ньютон. [Современная научная картина мира создана на основании величайших открытий XIX - XX вв. во всех областях естествознания /А. Эйнштейн, Максвелл, Планк, И. Пригожий.]

Философская мысль наделяет материю такими свойствами, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания.

Атрибутами материи, т.е. её формами являются движение, пространство и время, которые не существуют снаружи материи.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

- физическая;

- химическая;

- биологическая;

- социальная;

- механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

- несотворимость и неуничтожимость

- вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

- материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

- детерминированность всех явлений

- причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

- отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий.

Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления.

Универсальные законы существования и развития материи:

- Закон единства и борьбы противоположностей

- Закон перехода количественных изменений в качественные

- Закон отрицания отрицания.

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

Информация о работе Философский смысл проблемы бытия. Основные формы и диалектика бытия