Философское осмысление естественнонаучной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Содержание работы

Введение.
1 Философское осмысление естественнонаучной революции.
2 Эмпиризм и рационализм – ведущие философские течения XVII века.
3 Проблемы прав человека, общества и государства в философии XVII века
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

План

Введение.

1 Философское осмысление естественнонаучной революции.

2 Эмпиризм и рационализм –  ведущие философские течения XVII века.

3 Проблемы прав человека, общества  и государства в философии  XVII века

Заключение.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семнадцатый век открывает следующий  период в развитии философии, который  принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху  Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется  и углубляется в XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в  Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений  в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового – буржуазного  – общества порождает изменение  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем  самым – в развитии науки, которая  могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвали к жизни  новую ориентацию философии. Если в  средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается  главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику  нового типа науки экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  именно в этот период; и, во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место  в мировоззрении этой эпохи, то и  в философии на первый план выходят  проблемы теории познания – гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения средневековая  схоластическая образованность была одним  из предметов постоянной критики. Эта  критика еще более остро ведется  в XVII веке. Однако при этом, хотя и  в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в  философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философское осмысление естественнонаучной революции.

Поворотными пунктами в истории  науки становятся научные революции. Революция в науке выражаются в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т. е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образовывающих логически непротиворечивую теорию.

Символами общественного прогресса  в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных  преобразований происходят радикальные  изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый  рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т. д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется  потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Правящие круги передовых европейских  государств, стремясь к военному и  экономическому господству, оказывают  покровительство ученым и поддержку  научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению  к науке проявляется в образовании  академий наук, научных обществ и  т. д. Особенно значительную роль в европейской  науке XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первого министра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия.

В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются  математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального  исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все  более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих  взглядов XVII века.

Связь философии с порождающей  ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы  естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму» и т. д., что характерно для научного творчества Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы «или. или». «Двухмерное» видение проблемы не позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, неприродной личности творца получили название — деизм. Как и в эпоху Возрождения, большое распространение имела концепция «двух истин» — «божественной» и «природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояние номинализма и реализма.

Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские течения XVII века.

Два основных направления философии  Нового времени:

Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный  опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители  Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители  Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.

Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирические и теоретические уровни исследования. Это различение имеет своим основанием методы познавательной активности и  характер достигаемых результатов. Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных  данных, их классификацию, первичное  обобщение. Словом для эмпирического  познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы. Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

Эмпирическое исследование выявляет все новые данные путем наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим  мышлением новые задачи, стимулирует  его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое  знание ставит перед наблюдением  и экспериментом все более  сложные задачи.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения  какой-то задачи, в основе которой  всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.

Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой  природе, к жизни, к практике и  теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление  существенных свойств и отношений  объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или  воспроизводится искусственно, или  ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс.

В процессе научного познания применяется  и мысленный эксперимент, когда  ученый в уме оперирует определенными  образами, мысленно ставит объект в  определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной  стороны - он способен подтвердить или  опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления  неожиданных новых данных.

Таким образом, экспериментальная  деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление  эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, их теоретическое  обобщение.

Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт (от лат. Factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого” - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские показания: люди говорят об одном и том же, но как по-разному. Т. о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.

Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань  науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный  факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут  служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных  фактов можно построить любую  теорию.

Описание и объяснение. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание, протоколирование. Основное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение – это мыслительная операция, ориентированная на выявление  причинной зависимости объекта  исследования, постижение закономерностей  его функционирования и развития, и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить – значит осмыслить  объект в свете уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде. Сначала  она существовала как гипотеза. При  этом сама гипотеза возникает не сразу, она проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям. В результате формируется  сама гипотеза как наиболее вероятное  предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще  недостаточно изученной области  мира.

Информация о работе Философское осмысление естественнонаучной революции