Философское понимание общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:54, реферат

Описание работы

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин «философия» впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Содержание работы

Глава 1. Предмет философии и ее роль в обществе …………………………3
1.1 Предмет и функции философии. Связь философии с жизнью…………...3
1.2 Соотношение философии и науки…………………………………………10
1.3 Основные философские направления……………………………………..13
Глава 2 . Философское понимание общества………………………………...17
2.1 Специфика философского осмысления общества.
Общество и природа……………………………………………………………17
2.2 Формационный и цивилизационный принципы
общественного развития………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.

К началу XX века общество накопило обширный и многообразный опыт развития, а многие выдающиеся умы опробовали свои интеллектуальные силы в его анализе. Этот опыт включал в себя и долгие годы Реформации в европейских странах, когда преобладало более или менее постепенное их развитие, нарушаемое лишь отдельными всплесками недовольства народа, испытываемого материальные лишения или духовое притеснение. Однако известны и этапы крутых социальных перемен, охватывающие сравнительно короткие периоды в истории, но приводившие к глубоким историческим переменам и значимым для всего человечества последствиям. Старые и крупные из них – французская буржуазная революция 1789-1794 гг. и социалистическая революция России в 1917 г.

Негативный результат этой последней, ставшей одним из самых трагических социальных экспериментов на базе «научной» теории социализма, оказался настолько впечатляющим, что вопрос о путях и формах развития человеческого общества теперь кажется решенным однозначно в пользу эволюционного развития.

Для большей ясности я бы хотела рассмотреть теоретические предпосылки, на которых строятся различные концепции социальных преобразований.

Формационная концепция.

Марксистскую позицию в вопросе о развитии общества выражала в полной мере концепция смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствовали определенный способ производства и надстройка в виде государства и различных форм общественного сознания. Общественно-экономическая формация – это конкретное общество, находящееся на определенном историческом этапе развития. В качестве основных этапов социально-исторического процесса выступали первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Эту цепь исторического развития завершало коммунистическое общество, формирование которого должно было, по мысли Маркса и Энгельса, проходить две ступени: социализм и собственно коммунистический строй как высшая фаза развития общества.

С точки зрения классиков марксизма, социальные революции являются выражением самой сути развития общества. Они по своей природе выступают как квинтэссенция исторического процесса, «локомотивы истории» и обеспечивают принципиальные качественные изменения в самой основе общества – способе производства и материальных благ.

Оценивая формационный подход к вопросу о типологии и развитии общества, нельзя не отменить, что марксистская концепция сыграла значительную роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Достаточно адекватно она охарактеризовала и капиталистический строй, сообразно состоянию дел в середине XIX в., когда завершалось формирование промышленного капитала, механизмов свободной конкуренции, рыночного ведения хозяйства.

Развитие Российского общества не укладывалось в формационную модель, предусмотренную марксизмом. В соответствии с этой моделью социалистическое государство призвано было на первой стадии своего существования подавить сопротивление эксплуататорских классов и сломать буржуазию «государственную машину».

Цивилизационная концепция.

На протяжении двадцатого века многими учеными выдвигалась теория общественного развития, называемая цивилизационной. Её наиболее яркий пример английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975).

Тойнби выделяет несколько основных стимулов, которые дают толчок возникновению и развитию цивилизаций:

стимул бесплодной земли;

стимул новой земли;

стимул окружения, который может включать в себя: стимул удара, стимул давления, стимул ущемления.

Стимулы могут быть природными и социальными.

Понимая двойственный характер воздействия человека и техники на природу, английский ученый не рассматривает в качестве критерия общественного развития и возрастания власти над природой. Противоречие между человеком и природой постепенно превращается в противоречии между индивидуумами. Человек постепенно освобождается от физических зависимостей, но испытывает возрастающее значение морально-этических проблем.

Концепцию Тойнби можно назвать антропоцентричной в том смысле, что общество в ней представляет лишь поле действия, а не является носителем созидательной системы.

Т.о. цивилизационная теория является «антиформационным» проектом. Она не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов к единой общей цели, если не брать в рассмотрение Бога как высшую духовную инстанцию.

 

Список использованной литературы.

 

1.        Радугин А.А. Философия: Курс лекций. 2-е изд. М., 2001.

2.        Тарасов Ю.Н. Философия: Курс лекций. Воронеж, 1999.

3.        Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2002.

4.        История философии: Учебное пособие / Под ред. Ситниковой В.Д. Воронеж, 2006.

5.        Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии // Вопросы философии – 2005. - № 11. – С. 37-48.

6.        Философия в современной культуре: новые перспективы – материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 2004. - № 4. – С. 3-47.

7.        Миголатьев А.А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 1. С. 52-64.

  8.        Радугин А.А. Философия: Курс лекций. 2-е изд. М., 2001.

  9.        Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2002.

10.        Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI века // Вопросы философии. – 2005. - № 9.

11.        Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. – 2004. - № 7.

12.        Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. – 2006. - № 2.  

 

 

 

 

 


Информация о работе Философское понимание общества