Философское понятие сознания.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:28, доклад

Описание работы

Сознание - это высшая форма психической активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими субъективными жизненными целями".

Файлы: 1 файл

Сознание.docx

— 17.64 Кб (Скачать файл)

       Сознание - это высшая форма психической  активности человека, представляющая собой совокупность мыслительных, чувственных, эмоциональных и волевых процессов, позволяющих человеку не только познавать  мир, но и преобразовывать его  в соответствии со своими субъективными  жизненными целями".  
 
Сознание является сущностным признаком человека, отличающим его от всех других живых существ. Это очевидно для большинства людей на уже уровне здравого смысла. Ответить на вопрос, что такое сознание, дать его определение - не так просто. Но крайне необходимо, потому что категория сознания является базовой для всех гуманитарных и социальных наук. Антропология, психология, юриспруденция, кибернетика и другие отрасли знания используют в своих теоретических построениях и в практике (в частности психиатрия) понятие сознания, не занимаясь специально выяснением того, в чем заключается его сущность. Они просто заимствуют уже существующие и работающие определения и критерии сознания, отдавая исследования его природы на откуп философии.  
Со времен античности проблема сознания становится центральной в философии, и степень "классичности" той или иной философской системы определяется, прежде всего, тем, какое место в ней отводится рассмотрению природы сознания. В течение истории философии было предложено множество концепций сознания, однако ни одна из них не может похвалиться тем, что открыла "тайну" сознания. Особенность всех метафизических сущностей (а сознание входит в их число) заключается в том, что в отношении них невозможно окончательного решения. Каждая историческая эпоха ставит и решает метафизические проблемы исходя из того, что выступает в качестве её (эпохи) конституирующих начал. К примеру, в средневековой философии все проблемы ставились и решались в перспективе принципа теоцентризма, утверждающего, что источником всякого бытия, в том числе и бытия сознания, выступает Бог. В Новое время восторжествовал принцип рационализма, абсолютизирующий возможности человеческого разума в познании и преобразовании мира. В этой связи центральной темой исследований становится структура сознания, его критерии и границы. В настоящее время интерес к проблеме сознания объясняется, в том числе, необходимостью исследований в области искусственного интеллекта.

       Сущность  сознания  
 
Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала неандертальцев показали, что они не являются прямыми предками человека. На вопрос: "Как появился первый человек?" в современной науке пока нет удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса о происхождении сознания.  
Но, тем не менее, относительно сознания установлено следующее:  
 
1. Сознание не сводится только к получению знаний об окружающем мире с целью приспособления к нему.  
2. Сознание непосредственно связано с функционированием высокоразвитого мозга человека.  
3. На развитие и функционирование сознания оказывает формирующее воздействие социальное и культурное окружение.  
4. Сознание исторично, то есть развивается во времени.  
5. Сознание имеет индивидуальные и над-индивидуальные воплощения.  
 
Даже на обыденном уровне люди давно подметили, что развитое сознание не всегда делает его обладателя счастливее. Из философов на эту тему замечательно высказался Э.В.Ильенков, в переписке с одним из своих учеников, Александром Суворовым. В 60-е годы ХХ века Э.В.Ильенков, вместе с педагогами и психологами А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским, организовал программу-эксперимент по психологической реабилитации и социальной адаптации слепо-глухонемых детей, находящихся в школе-интернате города Загорска. Целью было формирование сознания у детей, от рождения лишенных зрения, слуха и не умеющих говорить. В ходе эксперимента была подтверждена марксистская концепция социальной обусловленности сознания: если ребенок родился без патологий мозга и центральной нервной системы, то для развития его сознания необходимо активное взаимодействие с окружающей социальной средой. Многие дети, участвующие в эксперименте, были в буквальном смысле "перемещены" из животного состояния в человеческое, получили образование. Некоторые закончили вузы и даже защитили кандидатские диссертации. И вот один из бывших учеников Ильенкова, Александр Суворов, ставший впоследствии доктором педагогических наук, обратился к нему с письмом, содержащем упреки и прямые обвинения. Обвинение сводилось к упреку Ильенкову в том, что он и его коллеги, задумав вроде бы благое дело, в итоге сделали подопытных детей очень несчастными людьми. "Зачем вообще учить слепо-глухонемых? Ведь без феномена самосознания человек так и не осознает своего несчастья. Осознав же, он никогда о нем не забудет. Испытает в момент сознания, и всю жизнь будет испытывать страшную боль из-за своей беды. Так не гуманнее ли оставить слепо-глухонемого без сознания, за боротом общества".28 Дар сознания настолько кажется невыносимым, - пишет Суворов, - что его не покидают мысли о самоубийстве.  
Замечателен ответ Ильенкова, который стоит того, чтобы процитировать некоторые выдержки из него: "Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест. Всерьез полагаю, что без этого "проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся боль мира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когда вырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить. <...> В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказано также: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е. по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и старинная сентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионах это давно разоблаченная сказка). <...> Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть (по Гегелю) "способность выносить напряжение противоречия". Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а ты знаешь, как он может быть устроен".29  
В противовес обыденному и вульгарному пониманию сознания как некой награды, дарованной человеку природой или богом, Ильенков трактует его в первую очередь как самосознание, то есть, как способность сознавать себя в мире, сопоставлять свое бытие с бытием мира, проецировать на мир свои принципы, идеалы и ценности. В отличие от пассивного отражения мира на уровне животной психики, сознание дает человеку возможность не приспосабливаться к миру, а изменять его в соответствии со своими субъективными установками.  
Сознание - это способность познавать не только истину, но и различать добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное. Именно поэтому человеку с развитым сознанием тяжело жить в мире, ибо он сознает, с одной стороны, неустроенность этого мира, его малую приспособленность для достойной жизни, и, с другой стороны, понимает недостаточность своих усилий, зачастую их тщетность, для улучшения существующего положения дел. Чем "приземленнее" человек, то есть, чем больше он обращает внимания на решение повседневных житейских проблем, связанных с необходимостью физического выживания, тем ему легче и счастливее жить. На этот парадокс и обращает внимание Ильенков в письме Александру Суворову.

Информация о работе Философское понятие сознания.