Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 22:24, реферат
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
Философское развитие Фейербаха лучше
всего описано им самим: «Бог был моей
первой мыслью, разум — второй, человек
— третьей и последней». От изучения теологии
он перешёл к увлечению гегелевской философией,
а от неё — к сенсуализму в теории познания
и к антропологической точке зрения в
религии.
Фейербах убеждён, что чувственность
— единый источник истинного знания. Это
неизбежно приводит его к отрицанию существования
общих понятий и к признанию истинным
единичного, конкретного. Повторяя, таким
образом, ошибки сенсуалистов XVIII века,
Фейербах не останавливается над подробным
исследованием того, как чувственность
может сама по себе быть источником знания;
в то же время Фейербах вместе с Гегелем
глубоко убеждён в могуществе разума,
в возможности всеобщего и необходимого
познания.
В этом отношении он очень напоминает Огюста Конта, у которого сенсуализм точно так же уживается с математическим складом ума в духе Декарта, стремящимся к установлению на твёрдых основах незыблемо достоверного познания. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное, реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.
Первым значительным произведением Фейербаха
была «История новой философии от Бэкона
до Спинозы» (1833). Эта книга написана в
духе гегелевской философии. В ней уже
зарождается вопрос, который всегда всего
более интересовал Фейербаха — вопрос
об отношении философии к религии. Вторую
часть истории философии составило исследование
лейбницевской философии (1837), третью часть
— характеристика философии Пьера Бейля
(1838).
В первых двух исследованиях Фейербах
придерживается пантеизма, высоко ценя
философию Спинозы. Учение традиционной
теологии о бессмертии здесь уже, однако,
отвергается им, как и в раннем его анонимном
произведении «Мысли о смерти и бессмертии»
(1830).
Когда имя автора стало известно, Фейербах
навсегда потерял возможность быть профессором.
Попытки его друзей доставить ему кафедру
были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах
впервые с особенной силой подчеркивает
непримиримую противоположность между
философией и религией. Он указывает на
слепое подчинение авторитету и догме
и на веру в чудо — как на основания богословия,
на свободу разумного исследования и изучение
закономерности явлений — как на основания
науки и философии. Фейербах здесь намечает
проблему психогенезиса религиозных догматов,
как своеобразных метафизических иллюзий
человеческого ума.
Эта проблема разрабатывается Фейербахом
детально в двух последующих сочинениях:
«Философия и христианство» и «Сущность
христианства» (есть заграничный русский
перевод). В позднейших сочинениях: «Предварительные
положения к философской реформе», «Основы
философии будущего», «Сущность религии»
и «Чтения о сущности религии» — Фейербах
в ещё более резкой форме развивает свой
сенсуализм, натурализм и антропологизм.
Он уже склоняется к материализму («der
Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что
он ест») и в этом отношении является одним
из первых представителей неоматериализма,
вышедшего из «крайней левой» гегельянства.
Философские и религиозные идеи Фейербаха
оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса
и других духовных «вождей» немецкой социал-демократии.
Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.
Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.
Первым значительным произведением
Фейербаха была «История новой философии от
Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевскойфилософии. В ней уже зарождается
вопрос, который всегда всего более интересовал
Фейербаха — вопрос об отношении философии
к религии. Вторую часть истории философии
составило исследование лейбницевской фил
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).
Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность бытьпрофессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах тут намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.
Эта проблема разрабатывается Фейербахом детально в двух последующих сочинениях: «Философия и христианство» и «Сущность христианства». В позднейших сочинениях: «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии» — Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму («der Mensch ist, was er isst» — «человек есть то, что он ест») и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайне левого» гегельянства.
Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Научный анализ философии Фейербаха сделан Ф. Энгельсом в книге «Людвиг Фейербах и конец классической философии» (1888).
Между тем, Фейербах сходится
с Бенеке в стремлении противопоставить
«физику» нравов «метафизике» и развивает
эту мысль в ещё более радикальной форме,
противопоставляя этику счастья господствующим
нравственным учениям. Этика имеет своим
объектом человеческую волю; но где нет
побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения
к счастью, там нет и вообще никакого побуждения.
«Нравственность без блаженства — это
слово без смысла»[источник не указан
Мысль о том, что личное стремление
к счастью связано со стремлением к счастью
других лиц, должна рано сложиться в уме
человека: «тумаки его братьев и щипки
его сестёр научат его тому, что и чужое
стремление к счастью вполне законно»[источник не указан
Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Это учение навеяно отчасти «Речами о религии» Шлейермахера. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.
Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с «атеистами» XVIII века в понимании психологического и исторического происхождения религии. В XVIII веке среди философов-просветителей (Вольтер, Гольбах) господствовал взгляд, что религия в её исторических формах есть лишь плод невежества и суеверия с одной стороны и сознательной мистификации ради политических целей — с другой.
Фейербах противопоставляет этому грубому взгляду описание психогенезиса религиозных чувств и представлений. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проецировать свои черты вовне. Религия есть важнейший вид такого антропоморфизма. Лучшие стороны своего «Я» — своих помыслов, чувств и желаний — люди издревле переводили в божественные реальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственных идеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремится устранить противоположность между желанием и достижением, которая всегда так мучительно ощущалась человеком. Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности.
По Фейербаху, её роль сыграна:
мы познали научным путём ту метафизическую
иллюзию, которая лежит в основе религиозного
творчества; секрет религиозных явлений
отгадан, идейная сторона религии утрачивает
свой raison d'être. Эмоциональная её основа
также теряет своё значение. Религиозная
потребность проистекала из невозможности
удовлетворить желаниям и идеалам; но
по мере прогресса наук, искусств и социальных
форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются,
и религия утрачивает то положительное
значение, какое она имела в прошлом. Подобно
тому, как теперь золотых дел мастер или
поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Ап
В своей статье «Карл Маркс и Лев Толстой» (1911) Г. В. Плеханов цитирует Фейербаха: «Религия, — говорит Фейербах, — есть бессознательное самосознание человека», Плеханов указывает далее: «Когда бессознательность исчезает, тогда вместе с нею пропадает вера в это начало, а в то же время и возможность существования религии. Если сам Фейербах не ясно понимал, до какой степени это неизбежно, то в этом состояла его ошибка, которая так хорошо разоблачена была Энгельсом»[2]. «Гегелевская логика — это... превращенная в логику теология» (Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1936. С. 108)[3].
Идеи Фейербаха в области психологии религии дали толчок плодотворным исследованиям по истории религии в трудах Штрауса, кн. С. Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тэйлора, Спенсера, Группе и др.). Наконец, они дали толчок новейшим психологическим работам в этой области, в которых более подробно исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге). Очень напоминают идеи Фейербаха мысли Lesbazeilles[fr] в его статье «Les bases psychologiques de la religion»; он только оттеняет роль коллективного внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об «интроекции» (в его книге «Человеческое понятие о мире») и о том виде «тимематологической апперцепции», который он называет «антропоморфическим», также навеяны Фейербахом. Есть много общего с Фейербахом в религиозных идеях Конта и Милля, но ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Фейербаха.