Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:16, контрольная работа
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.
1.Биография…………………………………………………………………………………………………………….2
2.Критика учений Платона………………………………………………………………………………….2
3.Учение Аристотеля о субстанциях……………………………………………………………………7
4.Учение Аристотеля о человеке и душе…………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………………………………………16
1)субстрат;
2) суть бытия;
3) то, что состоит из сути бытия и субстрата;
4) всеобщее;
5) общее;
6) род.
Что же является сущностью по Аристотелю? Каковы ее критерии? Два критерия сущности. Критериями сущности, по мнению философа, являются:
1) познаваемость в понятии
2) способность к отдельному существованию.
Парадокс
в том, что эти два критерия
противоречат друг другу. Ведь Аристотель
признает, что лишь единичное обладает
самостоятельным существованием безоговорочно.
Но единичные вещи не постигаются
умом, они – до понятия, им нельзя
дать определения. Аристотель ищет золотую
середину. Рассмотрим же вышеперечисленные
определения сущности. Субстрат определяется
Аристотелем как "то, о чем сказывается
все остальное, тогда как сам
он уже не сказывается о другом".
Субстрат "лежит в основе двояким
образом, или как эта вот отдельная
вещь… или как материя для
осуществленности". Материя Аристотелем
понимается двояко. Во-первых, это бесформенное
вещество: "То, что само по себе не
обозначается ни как определенное по
существу, ни как определенное по количеству,
ни как обладающее каким-либо из других
свойств, которыми бывает определено сущее".
Такова первая материя. Эта первичная
материя не определена (принципиально
неопределима) ни одной из категорий,
которыми мы определяем реальные (конкретные)
состояния сущего. Она образует потенциальную
предпосылку существования. И хотя
она является основой всякого
бытия, ее нельзя отождествлять с
бытием и даже нельзя считать простой
составной частью конкретного бытия.
Наипростейшей определенностью
этой первой материи являются, по Аристотелю,
четыре элемента – огонь, воздух, вода
и земля. Они представляют определенную
промежуточную ступень между
первой материей, которая чувственно
непостижима, и реально существующим
миром, который чувственно воспринимаем.
У воспринимаемых чувствами вещей
можно различить две пары взаимно
противоположных свойств –
Во-вторых,
в более широком смысле слова,
материя – это "то, из чего вещь
состоит" и "из чего (вещь) возникает".
Такое понимание включает в себя
и первый смысл, ведь в конечном счете
все возникает и все состоит
из первой материи. Отдельные же вещи
(исключая четыре стихии) возникают
и состоят из уже предварительно
оформленной "своей", "специальной",
или "последней" материи. Поскольку
материя – то, из чего все состоит,
то и "форма из материи, (однако из
материи), свойственной форме". Будучи
бесформенной, первая материя и есть
искомый субстрат и сущность. И
в самом деле, Аристотель допускает,
что "материя также есть сущность",
а тем более субстрат, ведь "все
другие определения сказываются
о сущности, а сущность о материи",
ведь в силу своей неопределенности
материя, будучи в физическом плане
лишь носителем свойств, в логическом
плане ни о чем не сказывается,
тогда как о ней сказывается
все остальное. Но, допустив, что
материя – сущность, Аристотель
спохватывается: "Но это невозможно:
ведь и способность к отдельному
существованию, и данность в качестве
вот этого определенного
4. Учение Аристотеля о человеке и душе.
Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал четыре вида движения (изменения):
1) возникновение и уничтожение
2) качественное изменение, т.е. изменение свойства
3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль)
4) перемещение, перемена места.
Собственно к движению он относит изменения вида 2-4, поскольку изменение вида 1 есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же “нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит”.
Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.
Если движение
присуще душе от природы, то она могла
бы быть приведена в движение и
посторонней силой, а если бы и
посторонней силой, то и от природы.
Так же обстоит дело и с покоем.
Ведь куда вещь стремится от природы,
там же она и от природы находится
в покое. И точно так же: куда
вещь движется под действием посторонней
силы, там же она под действием
посторонней силы находится в
покое. Аристотель не мог точно объяснить
движение души в состоянии ее покоя
под действием посторонней
Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.
Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание. Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.
А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.
Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.
Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.
Энтелехия
(греч. entelecheia - имеющее цель в самом
себе) - у Аристотеля - целеустремленность,
целенаправленность как движущая сила
(Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)-
каждый предмет природы имеет
внутреннюю причину, которая есть источник
движения от низших форм к высшим (Аристотель)),
самоцель, активное начало, превращающее
возможность в
Аристотелево
понятие энтелехии можно
А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.
Говоря иначе,
энтелехия - это “программа” изменения.
Если для тел, создаваемых искусством
цель и “программа” лежат вне
изменяемой вещи и вносятся в нее
мастером, то в природных вещах
они имеются в ней в той
мере, в какой вещь имеет в себе
“начало движения”, т.е. способны к
самодвижению.
Заключение
Аристотель
(384 – 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий
философ. Философия Аристотеля является
не только определенным обобщением, но
и логической переработкой и завершением
всей предшествующей греческой философии.
Аристотель является создателем самой
обширной научной системы из существующих
в античности. Она опиралась на
обширный эмпирический материал как
из области естествознания, так и
из области общественных наук, который
систематически собирали и накапливали
его ученики. Научная деятельность
Аристотеля – это не только вершина
античного философского мышления, она
была и большим вкладом практически
во все тогда известные научные
области: были созданы новые научные
направления, он вместе с учениками
систематизировал науки, определил
предмет и методы отдельных наук.
Написал более 150 научных трудов
и трактатов. И вся жизнь Аристотеля
состояла в бесконечном стремлении
найти, проанализировать, схватить истину,
докопаться до смысла окружающего мира.
В своих зоологических
Список литературы
1.Антология мировой философии Москва , 1969г, т 1.
2.Аристотель. Метафизика. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. Москва, 1969.
3.Богомолов А.С. Античная философия Москва 1985г.
4.Невлева.И. М. Философия. Москва, 1999.
5.Чанышев. А
Н. Аристотель. Москва, 1981.