Философское учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:18, реферат

Описание работы

Он родился в 384 году до н.э, в город Стагире -во фраки, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Отец Аристотеля Никомах был врачом(числился медиком македонского врача Аминты).
В 367 г. до н.э Аристотель уехал в Афины продолжить свое обучение, и вступил в Академию – школу Платона. (в течение 20 лет он там учился, до смерти Платона 347г. до н.э)После смерти Платона Аристотель покинул Афины, прожил три года в Ассосе ( Малая Азия),где он женился и у него родилась дочь, затем он провел три года в Матилене (остров Лесбос).Там он занимается естественно научными исследованиями с Теофрастом. В 335г.

Файлы: 1 файл

ъх Аристотель.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Аристотель

Он родился в 384 году до н.э, в город Стагире -во  фраки, неподалеку от Македонии, в частности от македонской столицы Пеллы. Отец  Аристотеля Никомах  был врачом(числился медиком македонского врача Аминты).

В 367 г. до н.э Аристотель уехал в Афины продолжить свое обучение, и вступил в Академию – школу Платона. (в течение 20 лет он там учился, до смерти Платона 347г. до н.э)После смерти Платона Аристотель покинул Афины, прожил три года в Ассосе ( Малая Азия),где он женился и у него родилась дочь, затем он провел три года в Матилене (остров Лесбос).Там он занимается естественно научными исследованиями с Теофрастом. В 335г. Он опять приехал в Афины и открыл свою собственную школу в Ликее, где преподавал более 12 лет. В его школе обучались несколько сотен учеников. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Аристотель является создателем  самой обширной научной системы из существовавших в античности.  Вместе с учениками Аристотель написал более 150 научных трудов и трактатов. Их можно разделить на несколько тематических групп.

К первой группе относятся работы, излагающие  наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определят эту проблему как первую философию. Александр Родосский(последователь Аристотелевой философии)объединил в один трактат названный в последствие «Метафизика».

Следующая группа – это вопросы философии природы и естественных наук ( Физика,»О небе», «О возникновении и гибели», «метеорология», « О возникновении животных».)

Обширную  группу его работ предоставляет проблематика обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические  и др. трактаты( «Политика», «Никомахова этика», «Эвидемова  этика», «Риторика», «Поэтика»)

Выдающиеся  труды посвященные логике и методологии, общее название « Органон»( сюда относятся работ «Категории», « Об объяснении», «Первые аналитики», « Вторые аналитики», «Топики», « О софистических доказательствах»).

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему  работы предшествующих мыслителей . В этом смысле о нем можно говорить как об историке философии.

Большое внимание он уделял вопросам философии, ядром которого считает онтологию-науку о сущем. Основой бытия Аристотель считает первую материю . Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. По Аристотелю четыре элемента (вода, огонь, воздух, земля) составляют промежуточную ступень между первой материей и реально существующим миром. У воспринимаемых чувствами вещей ( их изучением занимается физика) можно различить две пары: тепло и холод, влажное сухое. И по Аристотелю: огонь сухое и теплое, вода это влажность и холод, воздух это теплое и влажное, земля холодное и сухое. Эти четыре элемента основа реальных вещей. И ВТО же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становиться возможным потому, что все элементы являются в принципе (конкретной) модификацией одной и той же первой материи. Этим Аристотель и преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона. В 343 г Аристотель был приглашен в Пеллу для воспитания сына  Филиппа – 13 летнего Александра. После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Философское учение Аристотеля


Аристотель утверждал, что  философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия — это система научных знаний.

Космология Аристотеля

Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

По Аристотелю Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. Божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, т.к все знание направленно на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог. Человек для Аристотеля — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. 

Идея  души. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. То благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем – это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя и субстрат: « Именно душа придает смысл и ель жизни».

Теория  познания и логика .Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Его логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия(«не противоречь сам себе») и закон исключительного третьего(«А или не А истинно, третьего не дано).

Учение о государстве

Аристотель подверг критике  учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Этические взгляды. Согласно Аристотелю, государство требует от гражданина определенных добродетелей. И воззрения Аристотеля исходят из того, что « добродетель не дается нам от природы»; от природы нас дается ишь возможность приобрести .

Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Активность разума – цель, достойная человека. Аристотель осуждает зависть. Зависть- это стремление обладать чем либо, а желание видеть  ближнего лишенным этого.

Две добродетели- рассудительность и мудрость. Рассудительность проявляется в определении того, что является благом и что злом. Мудрость заключается в познании принципов бытия.

Политические  взгляды. Аристотель исходит из того, что человек по своей сути есть существо общественное и, обладая языком, живет в общении. «Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он либо зверь либо бог» Аристотель считает что главная цель политики – это достижение общего блага. Аристотель рассматривает рабство как необходимое и вечное явление.

 


Информация о работе Философское учение Аристотеля