Философское учение о познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

1. Проблема познания в истории философии.
2. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.
3. Философское учение об истине. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

Марксовская философия насквозь пронизана диалектикой. Развитие же диалектического мышления является одним из существенных условий для реализации возможностей познавательных процессов второго типа.

Таким образом, освоение культурно-исторических смыслов  есть не что иное, как освоение диалектической культуры мышления. В фиксированной  форме она обнаруживается в виде системы категорий диалектики, в  них запечатлен содержащийся в свернутом  виде весь культурно-исторический опыт развивающегося человеческого мироотношения. Все познавательные задачи формулируются человечеством исходя из общественно осознанной практики. Данная позиция не отрицает определенной активности объекта познания. Она состоит в том, что особенности самого познавательного объекта определяют и логику и конкретику познавательного процесса. В процессе познания имеет место взаимовлияние субъект и объект познания, активная же роль принадлежит субъекту познания.

Традиционно выделяют 3 уровня познания: обыденный; научный, который можно разделить на эмпирический и теоретический; философский (где философия выступает как форма культурно-исторического отношения).

Каждый  из уровней познания содержит определенный способ отражения мира. Уровни бытия  обеспечивают уровни познания. Важно  подчеркнуть, что каждый из уровней  познания, реально присутствующий в  человеческой практике всегда сопровождается рефлексированием его как такового и это рефлексирование может  осуществляться также на различных  уровнях, что приводит к различным  результатам.

 

 

Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм

 

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования  мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный  камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после  очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли  или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной  помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который  не применяет разум, а опирается  только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный  ответ на вопрос о познаваемости  мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

 


Информация о работе Философское учение о познании