Философское учение В. С. Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 12:58, реферат

Описание работы

Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства, которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии, антропологии и историософии. Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает действительность, жизнь как единый универсальный организм, в котором объединены Бог и человечество, человечество и космос, истина, добро и красота.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея - это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.

Таким образом, «русская идея» в понимании Вл. Соловьева - это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского начала и во благо христианского мира».

Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия - дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.

Теургия - дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

В 1880-е В. Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них - Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж

 

  1. Философия всеединства как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения.

  Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философской мысли.

Будучи тесно связанной, с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова.

Владимир Соловьев (1853 – 1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О размахе и разносторонности интересов Соловьева можно судить по многочисленным его произведениям.

Свою религиозно-идеалистическую систему создал Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). О размахе и разносторонности интересов Соловьёва можно судить по его многочисленным произведениям. Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах: магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивизма)» (1874) и докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880). Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в «Философских началах цельного знания» (1877), а также в работе «Первое начало творческой философии» (1897 - 1899). Свои представления об историческом процессе он изложил в трудах: «Чтения о богочеловечестве» (1877 - 1881), «История и будущность теократии» (1885 - 1887), «Теократическая философия» (1899), «Три силы» (1877) и др. Основные положения этической концепции сосредоточены в сочинении 2Оправдание добра» (1897 - 1889), затрагиваются они и в других работах.

Этическим проблемам посвящены работы Соловьёва «Красота в природе» (1899), «Общий смысл искусства» и др. «Национальный вопрос в России» (1883 - 1891), «Китай и Европа» (1890) содержат взгляды философа по политико-философским вопросам. Кроме упомянутых работ Соловьёвым написаны по философии и другие сочинения.

Концепция познания. В магистерской и докторской диссертациях Соловьев утверждал, что человеческое познание своей истории носило односторонний характер. Европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека и поэтому не смогли дойти до цельного знания, - считал мыслитель. Ни эмпиризм, ни рационализм, декларируемые европейской философией как пути истинного познания и ограниченные рамками логического мышления, не дают такого знания, они лишь соприкасаются с объектом, не проникая в него. Такое знание неглубокое, оно внешнее и относительное. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного интуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьёвым в процесс познания как подчиненные моменты.

Внешний опыт (и соответственно положительная наука), по Соловьёву, может давать лишь материал, а разум (философия) - лишь форму для достижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера.

Соловьёв считал, что правильно понятая, рационализированная теология не противоречит интересам философии и науки. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире - философией, о Боге - только верой. Цельное знание у Соловьёва выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира.3

Концепция бытия. У Соловьёва олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью, - всеблагой, любящей, милостивой, волевой, которой и является Бог. Соловьёв ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.

Вл. Соловьёв увлекался христианской философией, буддизмом, неоплатонизмом; его интересовали философские построения Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, философские идеи П.Я. Чаадаева, славянофилов и другие, научные открытия.

Объединяя всё многообразие жизни в своей философии всеединства, он, по-своему, с позиций религии интерпретировал эволюционную теорию Дарвина. Она виделась ему как божественный промысел. «Царство мира должно быть подчинено царству Божию, мирские силы общества и человека должны быть подчинены силе духовной...».

Весь представляемый Вл. Соловьёвым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Именно там философ видел решение всех проблем человека «В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного».

Движением общества, по мысли Соловьёва, управляет божественный промысел, а квитэссенцией человеческой истории является история религии. Человек, по Соловьёву, связан с двумя мирами - природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится. Прежде чем человек становится духовным существом, он длительное время находится в природном состоянии. В природном человечестве нет истинной жизни, люди по природе чужды и враждебны друг другу, между ними идет постоянная борьба за существование. Обладая различными силами, одни из них подчиняют себе других. Так возникает неравенство. Для достижения «истинной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному.

Смысл истории, по представлениям Вл. Соловьёва, состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осуществления им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом.

Если началом истории является становление «абсолютного всеединства» в хаосе бытия, то ее конец - в создании царства Божьего на земле. Здесь достигается полнота человеческой жизни и замыкается круг развития, происходит соединение человека с абсолютным началом - Богом.

В центре всемирной истории находится Христос. Процесс движения к абсолюту - это процесс духовный, в нем должен участвовать сам человек.

Осуществление самого Царствия Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить.

Конструируемое воображением Соловьёва общество мыслилось как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. В результате их слияния осуществляется богочеловеческий союз - свободная теократия, в которой восторжествует христианский мир и справедливость.

Национализм и принцип христианского самопожертвования. Представляет интерес и взгляд Соловьёва на развитие народов и, в частности на историю России. В этом процессе философ видел две противоположные стороны: национальность, народность и национализм. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства любого народа, а с национализмом - все негативное, с точки зрения христианской морали. «Плоды английской народности мы видим в Шекспире и Байроне, в Беркли и Ньютоне; плоды же английского национализма, суть всемирный грабеж, разрушение и убивство».4

Национализм, по Соловьеву, начинается с ложно понятой идеи патриотизма, когда отстаивается и утверждается мысль об исключительности своего народа, его самобытности и оригинальности по отношению к другим народам. Этот национализм, отстаивающий интересы только своей нации и культивирующий идею исключительности своего народа, ведет его к гибели. Спасти положение может только христианство как самая совершенная религия, стоящая выше национального.

Национализму, разрушающему народ (“выгодой и самомнением”), философ противопоставил принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность во имя и во благо других людей и народов. Наряду с самопожертвованием Соловьёв указывал на другую «силу» самоутверждения народа - самоотвержение, т.е. отказ от своей исключительности и подчинение чужим идеям. Самоотвержение, по его мысли, есть истинный патриотизм. Подобные примеры философ усматривал в Российской истории. Таковыми были, по его убеждению, два «великих, истинно патриотических подвига» - призвание варягов для образования русской государственности (гипотеза, следует заметить, не имеющая обоснования до настоящего времени) и реформы Петра I.

Соловьёв находил, что якобы имевшее место приглашение Рюриковичей на Русскую землю оказалось мудростью и самоотвержением предков, поскольку позволило прекратить междоусобные разногласия и собрать Московское царство, превратившееся впоследствии во всероссийское.

Действия Петра I Соловьёв относил к подлинно патриотическим, потому что его реформы не лишили народ самобытности, а, наоборот, способствовали ее проявлению. Без реформ Петра Великого «...конечно, не было бы у нас ни Пушкина, ни Глинки, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Тургенева и Толстого, ни западников, ни славянофилов...».

Только национальное самоотречение, по мысли философа, а не национальное самолюбие дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи.

На новом этапе развития российского общества Соловьёв под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая как внешняя сила якобы должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Он считал, что «...для духовного обновления России необходимо свободное и открытое общение с духовными силами церковного Запада».1

Выступая за отмену российским правительством всяких ограничений для взаимодействия католицизма и православия, он считал, что в общении должен победить сильнейший. И если у православия не окажется сил противостоять католицизму, так есть ли нужда его защищать? Так ставил вопрос Вл. Соловьёв.

Присущая Соловьёву свободная постановка проблем развития России и русского народа, произвольная интерпретация его истории не находили понимания в российском обществе как в официальных кругах, так и в среде интеллигенции, а тем более в религиозных кругах. Хотя по существу Соловьёв пытался по-своему решить проблему кризиса православия, который заметно проявлялся, в частности, в отходе образованных людей от религии.5

Информация о работе Философское учение В. С. Соловьёва