Философско-правовая концепция Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX столетия особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали исключительно большое влияние на формирование философской мысли этого периода в целом, включая и философию права. С их именами связана глубокая философская разработка проблем права, государства, закона. Не случайно, что их концепции считаются классикой философии права и рассматриваются многими исследователями в виде общетеоретической основы философии права как научной дисциплины.

Файлы: 1 файл

filosofia_prava_kontr.docx

— 32.27 Кб (Скачать файл)

       Кант также различает право в широком смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и в силу этого основаны на справедливости и на крайней необходимости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).

        Важным понятием кантовской философии права является также понятие правопорядка. Правопорядок, по Канту, — это «порядок свободы»8. Он является условием надежности правоотношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, субъекты правоотношений должны быть лично свободными людьми и наделены правами человека и элементарными политическими правами.

         Согласно Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах:

  1. свободе каждого члена общества как человека;
  2. равенстве его с каждым другим как подданного;
  3. самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В основе этих принципов лежит понятие  автономии личности, которое дифференцируется на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.

       Моральная автономия предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.

       Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.

       Гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.

        Таким является, в общих чертах, основной смысл кантовского морального обоснования права. Суть дела, как мы видим, состоит не в том, что Кант пытается дедуцировать правовые нормы из моральных. Тенденция кантовского морального обоснования права совершенно иная. В правовой законности он видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального «самовоспитания». Моральное обоснование права Кант осуществляет посредством разведения и последующей корреляции моральных и правовых норм.

       Критическая философия права Канта, таким образом, преодолевает традиционно слабые места теории естественного права. Поэтому она оказывается принципиальной основой многих «теорий справедливости», в частности концепций Джона Роул- за, Юргена Хабермаса, Отфрида Хёффе.

       Однако при всей оригинальности и фундаментальности этой теории она содержит ряд спорных вопросов, вызывающих критику и дискуссии среди них: абсолютизация безусловных моральных требований для обоснования права, а также ситуация, когда не учитываются мотивы целесообразности и выгоды при оправдании правовых требований; чисто трансцендентальный характер его подхода, слабо учитывающий эмпирические моменты права; приоритет априорных требований перед апостериорными; настаивание на универсальном характере права, единого для всех культур, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Список используемой литературы и источников:

  1. Кант И. Критика чистого разума. — М., Мысль, 1994.
  2. Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.
  3. Нерсесянц В.С., Философия права. Учебник для вузов.- М.: Норма, 1997.
  4. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005.
  5. Юрчук В.С Философия права. М., 2010г

 

1 Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005. С 122.

2 Там же.С 123

3Нерсесянц В.С., Философия права. Учебник для вузов.- М.: Норма, 1997., с 448.

4 Кант И. Критика чистого разума. — М., Мысль, 1994. — С. 431

5 Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005. С 126.

6 Кант И. Критика чистого разума. — М., Мысль, 1994. — С. 433.

7 Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005. С 127.

8 Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2005. С 127.

 


Информация о работе Философско-правовая концепция Иммануила Канта