Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:03, контрольная работа
Иммануила Канта, основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших умов всех времён и народов, труды которого изучают и интерпретируют по сей день.
Будущий мыслитель родился 22 апреля 1724 года в восточной части Пруссии, в Кёнигсберге. Его отец был ремесленником. С 1733 по 1740 гг. Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Юный Иммануил Кант превосходно владел латынью и увлекался римским писателями. В школьные годы окончательно определилась его склонность к гуманитарно – филологическим дисциплинам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Второе высшее образование
Направление подготовки – Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Философия права
Тема: Вариант № 9
Студент
Группа
Номер зачетной книжки
Преподаватель
Философско-правовая концепция Иммануила Канта.
Иммануила Канта, основоположника немецкой классической философии, по праву можно оценить как одного из величайших умов всех времён и народов, труды которого изучают и интерпретируют по сей день.
Будущий мыслитель родился 22 апреля 1724 года в восточной части Пруссии, в Кёнигсберге. Его отец был ремесленником. С 1733 по 1740 гг. Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где прежде всего обучали древним языкам. Юный Иммануил Кант превосходно владел латынью и увлекался римским писателями. В школьные годы окончательно определилась его склонность к гуманитарно – филологическим дисциплинам.
В 1740 году Иммануил стал студентом теологического факультета Кёнигсбергского университета, куда он поступил по настоянию родителей. Началась насыщенная трудом и учением жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учёбы в университете он уже думал над тем, как нужно формировать новую философию, внимательно изучал философские системы предшествующих философов. В особенности привлекала его английская философия – учения Локка и Юма. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно освоил такие дисциплины, как медицина, география, математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать их.
После окончания университета в 1746 г. Канту пришлось вступить на путь, по которому впоследствии пошли и другие классики немецкой мысли, в частности Фихте и Гегель: он стал домашним учителем.
Только в 1755 году ему удалось завершить диссертацию, стать членом факультета и получить звание приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя. Труд приват-доцента оплачивали сами студенты, и Кант пополнял бюджет, заняв в 1765 место помощника библиотекаря в королевском дворце, а также находя другие небольшие заработки. С 1786 года Кант занимал должность ректора университета, а в 1788 г. был переизбран на второй срок.
Жизнь великого философа протекала крайне скучно и монотонно. Он никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы родного города и не изменял своим ещё со студенческих лет заведённым привычкам, подчиняя всю свою деятельность строгому неизменному распорядку. Любимая поговорка Канта: «жить стоит главным образом для того, чтобы работать».
В 1797 г. Кант отказался от чтения лекций из-за плохого состояния здоровья, а через несколько лет и вовсе перестал заниматься научной деятельностью.
Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в Кёнигсберге, оставив после себя огромное культурное наследие и множество величайших идей, актуальных даже двести лет спустя. Одна из них– это кантовская концепция правового государства.
Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии.
Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века», — пишет П.И.Новгородцев.
Учение о праве и государстве Кант изложил в работах: «Основы метафизики нравственности» (1785); «Критика практического разума» (1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797), где он с позиций «практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения.
Главные философские основы политико-правового учения Канта содержатся в работе «Критика практического разума», где он различает «вещи в себе» (сущность вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе» непознаваема для теоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души. Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями).
С помощью теоретического разума можно доказать, что Бог, свобода, бессмертие души есть, и что их нет. Когда теоретический разум впадает в агностицизм, тогда на помощь приходят моральное сознание, «практический разум», которые вселяют веру в эти непознаваемые вещи.
В душе каждого человека, по Канту, живет нравственный закон – закон должного, который называется у него категорическим императивом. Это – постулат морального сознания, он никак и ниоткуда не выводится.
Учение Канта о государстве и праве, таким образом, неразрывно связано с его этическими воззрениями.
С концепцией Канта о государстве и праве связана и его концепция всемирной истории, в основе которой лежит следующий постулат: поступай так, чтобы всегда иметь перед собой человечество как цель, и никогда не относись к человечеству как к средству. Всемирная история представляется Канту историей прогресса человеческого рода. Кант исходит из идеи прогресса, как и французские просветители. Он доказывает идею прогресса через идею всемирной истории. Субъектом прогрессивного развития выступает человечество в целом. Прогресс осуществляется как поступательное развитие человеческого рода вплоть до достижения цели всемирной истории – наисовершеннейшего государственного устройства.
В своей концепции всемирной истории Кант исходит из идеи свободы как сущности и как явления.
Все человеческие поступки подчинены неким общим законам природы и имеют определенные закономерности. Данные закономерности выявляются во всемирной истории, в процессе поступательного движения, развития всего человеческого рода. Все природные задатки человека раскрываются в ходе всемирной истории, и каждое новое достижение, все открытия, задатки просвещения передаются от поколения к поколению. История предстает как история просвещенного разума в ходе исторического совершенствования разума и развития природных задатков человека.
По Канту, человек есть не только разумное, но и деятельное существо. Деятельностное начало человеку дано от природы, так как от природы у него есть свобода воли.
По природе своей человек склонен, с одной стороны, к общению с себе подобными, с другой – к изоляции от общества. Отсюда, в человеке коренятся и доброе начало, и радикально злое (эгоистичное, по Гоббсу).
В силу зависти, эгоизма и других свойств человек преодолевает лень и пытается занять свое собственное положение в обществе, а ближние ему отвратительны, но он в них нуждается. Развитие честолюбия, корыстолюбия, зависти является первым шагом от грубости к культуре. Радикально злое в человеке приводит в конечном счете к прогрессу в культуре. Значит, всемирная история идет к прогрессу культуры. К этому прогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности.
Кант дает теорию прогресса иначе, чем просветители, которые рассматривали прогресс как наличное данное, а не в исторической перспективе.
Каждый человек думает, что он уникален, исключителен и поэтому может нарушить категорический императив. Чтобы этого не произошло, человек нуждается в принуждении, т.е. в законе, который бы усмирял тех, кто не желает соблюдать свободу других.
Актуальность изучения воззрений Канта на государство и право обусловлена тем, что политико-правовые доктрины Канта до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, дискуссий.
Кантовская философия права подробно излагается в первой части его книги «Метафизика нравов». Право у Канта – это совокупность условий, при которых произвол (свобода) одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Это совокупность условий, при которых существует возможность реализации категорического императива и воплощается свобода.
Императивом Кант называл правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка, и подразделял императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Категорический императив – это ядро системы, изложенной в учении Канта. Он представляет собой универсальный закон поведения.
Кант давал три формулировки категорического императива, которые позволяют применять его к разным сторонам человеческой жизни. Первая формулировка относится к общему принципу поведения: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Следующее определение устанавливает правила практического поведения человека: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Последняя формулировка определяет основной принцип права: «поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого сообразной со свободой каждого».
Право регулирует внешние отношения людей, поэтому оно устанавливает внешнюю свободу. Правовые нормы Иммануил Кант делил на две категории: естественное право, которое регулирует частные отношения, и гражданское право, регулирующее сферу публичных отношений. По теории Канта, нормы права должны быть сформулированы так, чтобы каждый человек мог соотносить свои действия с требованиями категорического императива, а нарушение норм права должно влечь за собой жесткое наказание.
Право, устанавливая требования категорического императива, призвано воплотить внешнюю свободу человека. Определяя границы действия произвола, оно делает субъекты права независимыми друг от друга, даже государство имеет право применять принудительную силу только в случае нарушения индивидом правопорядка.
В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.
Свободу индивида, в случае если она может совместно существовать с такой же свободой всех, Кант рассматривал как прирожденное право человека. Все люди равны перед законом, и каждый имеет право не быть обязанным делать что-либо, кроме того, что он может вменить в обязанность другим. В естественном состоянии индивид также имеет право претендовать на обладание тем, на что еще никто не претендовал, тем, на что он распространил свою волю. Но поскольку вышеупомянутые права являются общими для всех людей и, в отсутствие принятого закона, никто не связан обязательством воздерживаться от посягательства на чужое, если нет гарантий неприкосновенности своего, такое естественное право на вещи носит лишь предварительный характер, пока оно не будет подтверждено законом организованного общества - государства. Кант рассматривает образование государства в качестве веления самого практического разума, поскольку любое справедливое регулирование имущественных отношений предполагает гражданское единство государства и провозглашенный им закон.
«Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе, согласно законам, благодаря которым свобода каждого может сосуществовать со свободой всех остальных, есть необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона» - утверждал Иммануил Кант. То есть, как и в основе права и морали, основным принципом построения государственной системы является категорический императив.
Кант связывал правовое происхождение государства с «первоначальным договором», который обеспечивает справедливость власти. Предварительный договор закрепляет основные принципы построения государственной власти, является началом воплощения требований категорического императива. Он учреждает государство, является результатом всенародной воли. Предварительный договор представляет собой акт соединения общей воли и закона, в чем заключается благо для всего государства, он устанавливает начало согласия государства с правовыми принципами, стремится к которым нас заставляет разум через посредство категорического императива.
В естественном состоянии, при господстве индивидуальной свободы, все права существуют и имеют значение только предварительно, государство – впервые делает их окончательными. Оно предоставляет гарантии соблюдения прав, является единственным уполномоченным на применение принудительной силы социальным институтом.
Таким образом, государство имеет своей целью установить реальный правопорядок, свободу, то есть наличие государства - важнейший элемент общей системы, необходимый для конкретизации категорического императива.
Одной из основных функций государства является нормотворчество, а для того, чтобы законы не представляли собой произвол законодателя, чтобы они не могли причинить несправедливости, они должны быть выражением воли всех, т.е. законодательная власть может заключаться только во всеобщей объединенной воле народа.
Поскольку исполнительная власть создана в соответствии с требованиями категорического императива, то действия, направленные против нее, являются нарушением нравственного закона, а следовательно, караются.
Кант признавал, что в условиях хаоса человек не защищен, у него одна цель – сохранить собственную жизнь, человек вынужден совершать действия, определенные этой необходимостью. Для преодоления хаоса нужно создать некие условия, противопоставить неопределенности хаоса можно только правопорядок и его предсказуемость. Следовательно, нужно создать условия правопорядка, в то же время, обеспечивающего свободу действий для всех, а не индивидуальную свободу, которая господствует в условиях хаоса.
Кант утверждает, что в основе правопорядка должен лежать категорический императив, априорно заложенный в человеке. Учредить такой правопорядок может лишь общая воля, когда требования категорического императива будут сформулированы в нормах морали и права, государство должно обеспечить право своей принудительной силой.
Информация о работе Философско-правовая концепция Иммануила Канта