Философско-правовые взгляды Георга Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 21:51, доклад

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) является высшим достижением немецкой классической философии. Для него философия была всё. У него само существование старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимо от него объекту: для одних это был Бог, для других – природа. Для Гегеля напротив сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух»

Файлы: 1 файл

ФП Гегель.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Философско-правовые взгляды Георга Гегеля.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) является высшим достижением немецкой классической философии. Для него философия была всё. У него само существование старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимо от него объекту: для одних это был Бог, для других – природа. Для Гегеля напротив сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению развития мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики.

 

Проблемы философии права занимают большое место в творчестве Гегеля.

Гегель различает три научных способа трактовки естественного права:

эмпирический (концепции Гоббса, Руссо и других мыслителей до Канта);

формальный (подход Канта, Фихте и их последователей) 

абсолютный (свой подход)3.

 

Эмпирический подход к естественному праву, по оценке Гегеля, соответствует лишь начальным требованиям науки, отличающим ее от простого повествования и перечисления признаков предмета. Но эмпиризму недостает прежде всего критерия для различения необходимого и случайного в хаосе естественного состояния. Отсюда и характерная для эмпирического подхода непоследовательность и противоречивость суждений и определений, при помощи которых те или иные абстракции и единичные свойства, лишенные сущности, возводятся в ранг абсолютности.

 

В учениях Иммануила Канта и Ио́ганна Го́тлиба Фи́хте о естественном праве, в отличие от эмпирического подхода, представлена формальная идея тождества идеального и реального, выражена чистая абстракция, абстракция понятия и формы, безразличных к определенному содержанию.

Воззрениям Канта и Фихте Гегель противопоставляет свой подход — идею абсолютной нравственности, которая характеризуется им как тотальная целостность нравственной жизни, как всеобщее и дух народа.

Моральность и легальность, противопоставляемые друг другу в учениях Канта и Фихте, представляют собой, согласно Гегелю, лишь абстрактные моменты целостности, которые "снимаются" и вместе с тем сохраняются в системе нравственности. Гегель, не отвергая самой проблематики естественного права, настаивает на ее именно философской трактовке.

В рамках гегелевской системы философии философия права представляет собой философию объективного духа. Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

субъективный дух (антропология, феноменология, психология). Это та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, т. е. наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.

объективный дух (право, мораль, нравственность)

абсолютный дух (искусство, религия, философия).

 

В философии права Гегель освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея. Предметом философии права оказывается идея права — единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность.

Господство разума в истории, согласно Гегелю, означает, что свобода представляет собой определяющее начало и конечную цель всего хода развития духа. Всемирная история — прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и объективации достигнутых ступеней свободы в правовых и государственных формах наличного бытия.

Человеческая свобода — результат длительной работы духа. Духовная работа всемирной истории в ее движении с Востока на Запад состоит, по Гегелю, в дисциплинировании естественной (неразумной и несвободной) воли, в возвышении ее до подлинно свободной воли — одновременно свободы целого и составляющих его членов, индивидов. На Востоке свободен лишь один (деспот), в греческом и римском мире свободны некоторые (сохраняется рабство остальных), в германском мире (под которым Гегель имеет в виду ряд стран Западной Европы) все свободны. В соответствии с этим тремя основными формами государства являются: восточная деспотия, античное государство в виде демократии или аристократии, современная представительная система — конституционная монархия.

Идея свободы, по Гегелю, достигает своей полной реализации лишь в конституционно оформленных и развитых государствах современности. Эти государства представляют нечто разумное внутри себя; они действительны, а не только существуют.

Отношения права и свободы опосредуются через свободную волю, которая представляет свободу во всех перипетиях диалектики идеи права. Разум, на котором покоится государство, осуществляет себя как волю — через диалектику свободной воли.

Свобода составляет субстанцию и основное определение воли: свободное и есть воля. Свобода действительна как воля, как субъект. Дело обстоит таким образом, поскольку для Гегеля мышление и воля отличаются друг от друга не как две различные способности, а лишь как два аспекта — теоретический и практический — одной и той же способности мышления.

 


Информация о работе Философско-правовые взгляды Георга Гегеля