Философско-религиозные системы Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:41, реферат

Описание работы

В Китае верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. В древнейший период китайцам был свойственен культ природы, культ предков. Одним из наиболее важных был культ священных гор. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле.

Файлы: 1 файл

Философско-религиозные системы Китая.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

Философско-религиозные системы Китая.

 

В Китае верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. В древнейший период китайцам был свойственен культ природы, культ предков. Одним из наиболее важных был культ священных гор. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле. 

Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство.

 

Начиная с 6 века до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые  трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, конфуцианство, легизм. Они сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь Китая до сих пор.

Первые философы нашли значимость в таких книгах как «Шу Цзина» (Книги Истории), «И Цзине» (книге перемен) и глава «Хун Фань» (Великий план) из книги Шу-цзин.

 

«И Цзин» (Книга перемен). Представляет собой гадательную книгу. Специфика гадания заключается в том, что с ее помощью не предсказывается будущее, а определяется развернутая характеристика текущей ситуации и рекомендации, следуя которым можно прийти к оптимальному решению проблем и благоприятному развитию событий.

 

«Шу-цзин» содержит документы по древнейшей истории Китая; редакция её приписывается Конфуцию, который привёл в порядок дошедшие до него документы. Пристальное внимание философов к главе «Хун Фань» связано с тем, что в ней изложены девять разделов, которые устанавливают принципы государственного управления, правила отношений между людьми, определяются основы китайского мировоззрения. Текст датируется не позднее 11 в. до н.э.

 

Даосизм.  Возник примерно 6-5 в до н. э. Истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Основоположник 

Лао-цзы. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Дао дэ цзин — основополагающий источник учения.

Основная идея даосизма — в том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон.

Лао-Цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам, развиваться самим по себе. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию не деяния. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношение явлениям природы.

Центральная проблема доктрины даосизма – учение о бессмертии. Даосы создали свое учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Бессмертия можно достичь с помощью питание духа это совершение добродетельных поступков, питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Деятельность монахов была чрезвычайно разнообразной: они предсказывали судьбу, гадали, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов, места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела. В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах.

 

Конфуцианство. Этико-философское учение. Возникло в 6 веке. Основателем был Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и в обществе; он утверждал, что общественная структура, структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен выполнять отведенную ему в обществе роль. В основе такого поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем к злу. Конфуций считал, что Государство, в котором все благополучно, обязательно принесет человеку счастливую жизнь. Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору. Конфуций опирался на культ предков. Он считал необходимым соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Его учение – это, прежде всего свод правил, моральных установок.

Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального государства и подчинения. Данная религиозная система заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополнялся за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории: высшая включала верховное божество, владыку земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя и ветра, Конфуций. В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов. Пятикнижие — общее название для пяти конфуцианских книг: Книга Перемен, Книга гимнов и песен, Книга записанных преданий, Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов, летопись княжества Лу, написанная, по преданию, самим Конфуцием.

Пятикнижие является основой традиционного китайского образования, образуя свод текстов, сопоставимый по своей значимости с Библией.

Распространен в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, во Вьетнаме, Сингапуре.

 

Легизм. Философская школа V века до н. э. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до министра.

Культ закона, административных распоряжений - основной тезис легизма.

Основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя. За малейший проступок следовало карать смертной казнью. Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Но легисты в отличие от конфуцианцев выступают за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией.

Некоторые основные положения легизма: человек обладает изначально злой природой;  движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; государство — главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Интерес к учению легистов проявляли многие философы и политические

деятели Китая вплоть до конца 20 в.

 

В книге представлены  64 символов — гексаграммы. Гексаграмма состоит из шести черт. Гексаграмма разбивается на две триграммы — нижнюю и верхнюю. Черты, так называемые яо, бывают двух родов: цельные (их ещё называют девятками), или прерванные посредине (шестёрки). Девятки — обозначаются белым цветом, шестерки — чёрным. Это связано с тем, что первые символизируют активное состояние, свет (ян), а вторые — пассивное состояние, тьму (инь). Каждой гексаграмме, а также каждой черте в гексаграмме сопутствует набор афоризмов, которые и должны дать совет гадающему. 

 


Информация о работе Философско-религиозные системы Китая