Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:57, доклад
Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.
1. Введение………………………………………………...3
2. Основание и идеи даосизма……………………………4
3. Основные понятия……………………………………...5
5. Заключение……………………………………………...8
6. Список литературы……………………………………..9
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
Дисциплина: Философия
Доклад на тему:
Даосизм
Выполнила:
Шурганова А.А
Проверила:
Семенова В. Э
Содержание.
1. Введение………………………………………………...3
2. Основание и идеи даосизма……………………………4
3. Основные понятия……………………………………...5
5. Заключение……………………………………………...
6. Список литературы……………………………………..9
Введение.
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно, так как «даосизм» – понятие весьма многомерное и неоднозначное.
Само слово «Дао» вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы – приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название даосизму, ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао приобретает значение высшего первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.
Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.
Мудрость приверженца
Дао – это не знание и не искусство,
а некое умение – совершенно неумелое
– «не затемнять суетным
Основание и идеи даосизма
Даосизм возник в чжоуском
Китае практически одновременно
с учением Конфуция в виде самостоятельной
философской доктрины. Основателем
философии Даосизма считается древнекитайский
философ Лао-цзы. Его принято считать
старшим современником
Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо, во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения.
Основные понятия.
Дао.
Дао означает Путь
постижения законов природы, её закономерностей.
Учение призывает людей жить по естественным
законам, в соответствии с Дао, универсальным
принципом гармонии. В даосской космологии
Дао выступает как первопричина
и источник творения. В этом смысле
Дао трактуется как абсолютная, не
поддающаяся описанию категория, извечный
вселенский принцип. В начале Дао-дэ
цзин сказано: «Дао, о котором можно
говорить, не есть истинное Дао». В трактате
также сказано о
О Дао говорится
как о «начале и материи
десяти тысяч вещей», то есть сущностной
основе бытия. Проявления Дао спонтанны
и осуществляются без усилий. Порождая
жизнь, Дао не владеет объектами
творения. Оно само воплощение естественного
процесса, ничем не ограниченного, но
производящего непрерывный ряд
заурядных, ограниченных по своей сущности
вещей. Часто Дао сравнивают с
водой. Вода нежна и текуча, но обладает
потенциальной мощью, капля за каплей
разрушающей камень. Следовать Дао
значит естественно и без
Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения метафизики Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является конечной целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно, Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.
Дэ.
Дао не познаваемо,
но вездесуще. То, о чём можно говорить,
называется дэ. Это понятие демонстрирует
Дао в действии, проявляет его
потенциальную энергию в
Ци и Мин.
Буквально слово ци означает дыхание, тонкую энергетическую первоматерию. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, заключённая во всём сущем, жизненная энергия - это не только материальная субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала.У ранних даосовци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образует основу как физической, так и психической жизни человека.Ци рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным состоянием для даосов, как отмечалось ранее, является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. Достигший такого состояния более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление); состояние подразумевает осознание вечного закона чан, неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в проявленном мире.
Гармония с природой.
Даосы считают, что мир
в целом и человек в частности
характеризуются тремя видами жизненной
энергии: шен – дух, ци – дыхание,
цзин – жизненная субстанция. Во
время медитации человек
Так как всё находится в процессе перемен, определение собственного «Я» становится явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.
Естественность и простота.
Жизнь человека должна протекать
по пути наименьшего сопротивления.
Идеалом даосов является существование,
свободное от страстей и амбиций.
Однако серьёзным препятствием на пути
к освобождению от мирских желаний
является образование, так как знание
увеличивает привязанность к
желаниям и амбициозные устремления.
Даосы разработали теорию мышления,
которая препятствует повышению
интеллектуального и
Заключение.
Основателем философии Даосизма
считается древнекитайский
Согласно философии даосизма,
всё сущее находится в