Филосовское течение: Даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:57, доклад

Описание работы

Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт сам себя, и Дао есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что существует само по себе, что не порождено людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………...3
2. Основание и идеи даосизма……………………………4
3. Основные понятия……………………………………...5
5. Заключение……………………………………………...8
6. Список литературы……………………………………..9

Файлы: 1 файл

Даосизм.docx

— 30.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ННГАСУ)

 

 

 

 

 

Дисциплина: Философия

Доклад на тему:

Даосизм

 

 

 

 

Выполнила:

Шурганова А.А

Проверила:

Семенова В. Э

 

 

 

 

 

Н. Новгород 2013г. 

Содержание.

1. Введение………………………………………………...3

2. Основание и идеи даосизма……………………………4

3. Основные понятия……………………………………...5

5. Заключение……………………………………………...8

6. Список литературы……………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ  оказалось очень сложно, так как  «даосизм» – понятие весьма многомерное  и неоднозначное.

Само слово «Дао» вовсе  не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской  мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение  истины или, точнее, правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы  – приверженцы Дао. И хотя это  понятие дало название даосизму, ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий  всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в  конфуцианстве Дао – путь нравственного  совершенствования и правления  на основе этических норм, то в даосизме Дао приобретает значение высшего  первопринципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

Дао – это то, что дается человеку прежде, чем он познаёт  сам себя, и Дао есть то, что  перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это? Классики даосской традиции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ: все то, что  существует само по себе, что не порождено  людским умствованием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.

Мудрость приверженца  Дао – это не знание и не искусство, а некое умение – совершенно неумелое – «не затемнять суетным деланием великий покой бытия». Поэтому  даосизм не является философией в  классическом понимании этого слова, так как он не интересуется определениями  понятий, логическими доказательствами. Не является он и религией Бога, требующего от своих поклонников веры и послушания. Его нельзя свести и к искусству, мастерству, практике, потому что мудрость Дао не утверждает необходимости  что-нибудь делать. Скорее, даосизм - это  «путь цельного существования». Такое  единство, как и большинство основных понятий даосизма, насквозь парадоксально, и потому даосские учителя молчат, когда у них просят это объяснить. Как сказано в «Дао-дэ цзин», главном  каноне даосизма: «Знающий не говорит, а говорящий не знает».

 

 

 

 

 

 

Основание и идеи даосизма

Даосизм возник в чжоуском Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной  философской доктрины. Основателем  философии Даосизма считается древнекитайский  философ Лао-цзы. Его принято считать  старшим современником Конфуция, но вполне возможно, что он жил в  более раннюю историческую эпоху. Многие современные исследователи считают  его легендарной фигурой. Существует легенда о его чудесном рождении. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком. Отсюда происходит его имя Лао-цзы, что в переводе означает – «Старый ребёнок», хотя знак цзы означает одновременно понятие  философ, и, значит, это имя можно  также перевести, как «Старый  философ». Существует также легенда  о его уходе из Китая. Направляясь  на запад, Лао-цзы согласился оставить смотрителю пограничной заставы  Инь Си своё сочинение «Дао-дэ цзин». «Дао-дэ цзин» представляет собой  компиляцию различных высказываний, часть из которых принадлежит  самому Лао-цзы, а часть – его  ученикам. Название трактата можно  определить таким образом: Дао –  Путь; дэ – проявление Дао; цзин означает авторитетность, принадлежность к классическим писаниям. Соответственно, название сочинения  можно перевести как « Книга  о Пути и его проявлениях». Трактат  «Дао-дэ цзин» принадлежит IV – III в. до н. э.

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо, во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  понятия.

Дао.

Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным  принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В начале Дао-дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно  говорить, не есть истинное Дао». В трактате также сказано о последовательности сотворения этого мира: «Дао рождает  одно, одно рождает двух, два рождают  трёх, трое рождают все вещи. Все  вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом потоке энергии ци».

О Дао говорится  как о «начале и материи  десяти тысяч вещей», то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны  и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами  творения. Оно само воплощение естественного  процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд  заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао сравнивают с  водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао  значит естественно и без сопротивления  отдаваться потоку реки жизни.

Дао не есть бытие  или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао универсально. Всепроникающе  и не поддаётся разрушению. С точки  зрения метафизики Дао невидимое  и неслышимое, недоступное органам  чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете, порождает всё сущее, и  в то же время, является конечной целью  любого проявления. Познать Дао, следовать  ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Согласно даосской философии, движению предшествует отдых, а действию – состояние  покоя. Соответственно, Дао является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является началом  любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному  осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.

Дэ.

Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует  Дао в действии, проявляет его  потенциальную энергию в объектах творения. Для даосов это утверждение  имеет скорее практический смысл, а  не метафизическую констатацию особенностей мироздания. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, их наполняет энергия, т. е. дэ. При этом не имеется ввидусила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, а сила естественная, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ.

Ци и  Мин.

Буквально слово  ци означает дыхание, тонкую энергетическую первоматерию. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная сила, заключённая  во всём сущем, жизненная энергия - это  не только материальная субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного начала.У ранних даосовци выступает в масштабе космически универсальном, ци непосредственно связано со всей вселенной, с Дао, с небом и землей, с четырьмя сезонами года, образует основу как физической, так и психической жизни человека.Ци рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным состоянием для даосов, как отмечалось ранее, является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. Достигший такого состояния более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление); состояние подразумевает осознание вечного закона чан, неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в проявленном мире.

Гармония с природой.

Даосы считают, что мир  в целом и человек в частности  характеризуются тремя видами жизненной  энергии: шен – дух, ци – дыхание, цзин – жизненная субстанция. Во время медитации человек стремиться к слиянию своего микрокосмоса, Эго, с макрокосмосом, всем миром. Другими  словами, он пытается отождествить своё Эго со всей вселенной, то есть избавиться от субъективно-объективного сознания. Это отождествление не поддаётся  рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через  опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное  положение даосизма, согласно которому изречённое Дао не есть истинное Дао. То, что познаётся во время медитации, не поддаётся словесному выражению. Даосы считают, что информация обо  всей вселенной заложена в каждом человеке. Таким образом, следовать  Дао не значит делать что-то противное  человеческой природе или перестать  ощущать себя как личность. Наоборот, истинная природа человека раскрывается при достижении единения с космосом.

Так как всё находится  в процессе перемен, определение  собственного «Я» становится явным  заблуждением, но рано или поздно человек  будет вынужден смириться с реальностью  перемен. Даосизм акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен на собственном  опыте осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

Естественность  и простота.

Жизнь человека должна протекать  по пути наименьшего сопротивления. Идеалом даосов является существование, свободное от страстей и амбиций. Однако серьёзным препятствием на пути к освобождению от мирских желаний  является образование, так как знание увеличивает привязанность к  желаниям и амбициозные устремления. Даосы разработали теорию мышления, которая препятствует повышению  интеллектуального и образовательного уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Основателем философии Даосизма считается древнекитайский философ  Лао-цзы, а основным трактатом является его книга «Дао-дэ цзин». Основные понятия даосизма: Дао, дэ, ци и мин. Дао означает Путь постижения законов  природы, её закономерностей. В даосской космологии Дао выступает как  первопричина и источник творения и  в этом смысле трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. Даосизм  призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао. «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао», то, о чём можно  говорить, называется дэ. Это понятие  демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную  энергию в объектах творения. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух, жизненная  сила, заключённая во всём сущем, жизненная  энергия. Совершенное состояние  для человека - слияние с Дао, называется мин, то есть просветление.

Согласно философии даосизма, всё сущее находится в постоянном процессе изменений, уравновешенных Дао. Даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остаётся лишь извечный принцип или  закон (чан), управляющий процессом  перемен. То есть, в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Малявин В. В., Виногродский Б. Б. Антология даосской философии. - М.: Товарищество, - 1994.

 

  1. Томпсон. М. Восточная философия.

 

  1. И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001.

 

 


Информация о работе Филосовское течение: Даосизм