Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:56, реферат
На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество античного философа Аристотеля, создававшего свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского.
Введение…………………………………………………………………..3
Философское учение Аристотеля ………………………………………5
Философия природы……………………………………………….…….7
Первая философия………………………………………………………11
Практическая философия……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………….19
Человек по своей
природе - политическое животное, для
приближения к высшему
Помимо идеального государства, рассматриваемого Аристотелем в VIII и X книгах Политики, им выделяются шесть основных типов политической организации: монархия, аристократия, полития и три их извращения - тирания, олигархия и демократия. Монархия, правление одного человека, выделяющегося добродетелью, и аристократия, правление многих, наделенных высокой добродетелью, являются, там где они существуют, здравыми формами правления, только встречаются они редко. С другой стороны, нередки смешение аристократии с олигархией (правлением богачей) и олигархии с демократией. Такого рода компромиссные, смешанные формы общественного устройства можно считать относительно здравыми. Тирания, худшее из общественных извращений, возникает, когда царь, которому следует править во имя общего блага, использует власть для достижения своей личной выгоды. Чистая олигархия представляет собой другой пример эгоистической, односторонней формы правления, где властители используют свое положение для дальнейшего обогащения. Олигархи, поскольку они всех превосходят богатством, уверены в своем превосходстве и в иных, более существенных отношениях, что ведет их к ошибкам и краху. При демократии все граждане в равной мере свободны. Из этого демократы заключают, что они равны во всех прочих отношениях; но это неверно и ведет к неразумию и беспорядку. Однако из трех односторонних и искаженных форм правления - тирании, олигархии, демократии - последняя в меньшей степени извращена и опасна.
В таких дурных
государствах невозможно быть хорошим
человеком и хорошим
Риторика - орудие политического искусства, и потому трактат Аристотеля "Риторика" следует поместить в один ряд с "Политикой". Риторика - искусство убеждения, которое принимает две различные формы. В одном случае от слушателя ничего не требуется, кроме склонности к теории, и потому речь должна носить аргументированный характер. Во втором случае речь обращена к слушателю, от которого мы хотели бы добиться принятия какого-то решения. Такая практическая речь разделяется, в свою очередь, на две разновидности: во-первых, можно выделить судебную речь о каком-либо прошлом событии, подлежащем рассмотрению в суде; во-вторых - политическую речь о делах будущих. В той или иной конкретной ситуации требуются свои правила и методы риторического искусства. Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. Аристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учения, которое пережило яростные нападки приверженцев иных взглядов и периоды полного забвения и равнодушия.
Заключение
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Литература
1. Аристотель и античная литература. М., 1978;
2. Аристотель. Риторика. - В кн.: Античные риторики. М., 1978;
3. Аристотель. Сочинения, тт. 1-4. М., 1976-1984;
4. Воронина Л. А. Основные
эстетические категории
5. Давид Анахт. Толкование "Аналитики" Аристотеля. Ереван, 1967;
6. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971;
7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975;
8. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.