Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики
был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274),
ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

Содержание работы

Введение.
Фома Аквинский. Биография.
Жизненный путь.
Труды.
Специфика средневековой схоластики.
Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)
    1. Специфика средневековой схоластики.

Средневековая философия вошла в историю мысли под  именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как  символ  оторванного  от  реальности, пустого словопрения.  И для этого, несомненно, имеются основания.

     Главная  отличительная  особенность схоластики  состоит в том,  что она сознательно  рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как "служанку теологии".

     Начиная  примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту эпоху носила название диалектики  и предмет  которой  составляла  работа  над  понятиями.  Большое влияние на философов XI-XII веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего

"Категории"  Аристотеля и создавшего систему  тонких развлечений и определений  понятий,  с помощью которых  теологи  пытались осмыслить "истины  веры". “Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась  в одну из главных философских дисциплин,  а расчленение и тончайшее различение понятий, установление  определений  и  дефиниций,  занимавшее многие умы, подчас вырождалось в  тяжеловесные  многотомные  построения”.

Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых  университетов  диспутах, которые иной раз длилась по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед.  Эти слово изречения и хитросплетения схоластической  учености порождали к себе оппозицию.  Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения,  а в XV-XVI  веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры,  с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

 

    1. Социальные и идеологические предпосылки

возникновения философии Фомы Аквинского

 

 

 

XIII век - характерная черта этого  столетия - медленное, но неуклонное  нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя.

Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"

Разумеется, понимаемая таким образом философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений. Интеллектуальные запросы требовали новой философии. Именно таким был аристотелизм, хотя он и не был материалистическим направлением, но явно противоречил церковной доктрине. Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма с идеализмом. Аверроэс, интерпретируя умеренный аристотелевский реализм, утверждал, что единичные предметы не творение бога, а косвенный продукт божественного интеллекта, а это было равнозначно отрицанию божественного провидения и его влияния на земной мир. Таким образом, аристотелизм стал угрожать не только официальной церковной философии, но и приводил к подрыву основных догматов католицизма. Поэтому нет ничего удивительного, что церковь активно реагировала на распространение аристотелевской доктрины, и накладывала запрет на изучение трудов Аристотеля.

Но интерес к Аристотелю не уменьшился. Римская курия допустила возможность изучения трудов Аристотеля при условии, что они будут подвергнуты исследованию и очищены от всякого намека на ошибки, то есть лишены всех материалистических элементов. Задачу приспособления аристотелизма к потребностям церкви было решено доверить ученым из ордена доминиканцев.

Начатая папством идеологическая борьба против интереса интеллектуальных кругов к естественнонаучным проблемам, была хорошо продумана. Эта компания подготавливалась в течении многих лет и принесла определенные плоды в виде ассимиляции аристотелизма и приспособление его к нуждам церковной доктрины. Именно этой христианизации аристотелизма Фома Аквинский посвятил большую часть своей жизни. Этого добился орден доминиканцев в целом и Фома Аквинский в особенности.

    1. Заключение.

 

Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира. Формы вещей независимо от степени их совершенства сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

Таким образом, согласно учению Фомы, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинату для оправдания феодальной социальной лестницы.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

С этого времени на протяжении нескольких столетий философия Фомы Аквинского культивировалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список литературы.

 

  1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. – 504с.
  2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.
  3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. – 623с.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.
  5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. – 530с. 
  6. "Антология мировой философии" т. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья