Фома Аквинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики.
Сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Файлы: 1 файл

Фома́ Акви́нский.docx

— 158.24 Кб (Скачать файл)



2. Доказательство  через производящую причину

Третий путь исходит  из [смыслового содержания] возможного и необходимого (Tertia via est sumpta ex possibili et necessario). Мы обнаруживаем среди вещей  некие такие, которые могут как  быть, так и не быть, поскольку  мы обнаруживаем, что нечто возникает  и разрушается, и, следовательно, может  как быть, так и не быть. Но невозможно, чтобы все, что является таковым, было всегда, поскольку то, что может  не быть, иногда не есть. Если, следовательно, все может не быть, то когда-то в  реальности не было ничего. Но если это  истинно, то и сейчас не было бы ничего, поскольку то, чего нет, начинает быть только благодаря тому, что есть; если, следовательно, ничего сущего не было, то невозможно, чтобы нечто  начало быть, а потому и сейчас не было бы ничего, что очевидным образом  ложно. Следовательно, не все сущие  являются возможными, но в реальности должно существовать нечто необходимое. Но все необходимое либо имеет  причину своей необходимости  в чем-либо еще, либо нет. Но невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих  причину своей необходимости [в  чем-то еще], уход в бесконечность, как  это невозможно в случае действующих  причин, что уже доказано. Следовательно, необходимо полагать нечто само-по-себе-необходимое, не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости прочего. И таковое все называют Богом (Ergo necesse est ponere aliquid quod sit per se necessarium, non habens causam necessitatis aliunde, sed quod est causa necessitatis aliis, quod omnes dicunt Deum).

Второй путь исходит  из смыслового содержания действующей  причины (Secunda via est ex ratione causae efficientis). В  чувственно воспринимаемых вещах мы обнаруживаем порядок действующих  причин, но мы не находим того (да это  и невозможно), чтобы нечто было действующей причиной в отношении  самого себя, поскольку в этом случае оно предшествовало бы себе, что  невозможно. Но невозможно и то, чтобы [порядок] действующих причин уход в  бесконечность. Поскольку во всех упорядоченных [друг относительно друга] действующих  причинах первое есть причина среднего, а среднее - причина последнего (неважно, одно это среднее или их много). Но при устранении причины, устраняется  и ее следствие. Следовательно, если в [порядке] действующих причин не будет  первого, не будет последнего и среднего. Но если [порядок] действующих причин уходит в бесконечность, то не будет  первой действующей причины, а потому не будет и последнего следствия  и средней действующей причины, что очевидным образом ложно. Следовательно, необходимо допускать  некую первую действующую причину, которую все называют Богом (Ergo est necesse ponere aliquam causam efficientem primam, quam omnes Deum nominant).


3. Доказательство  через необходимость

4. Доказательство  от степеней бытия

Четвертый путь исходит  из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах (Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur). Среди вещей обнаруживаются более  и менее благие, истинные, благородные  и т.д. Но «более» и «менее»  сказывается о различных [вещах] в соответствии с их различной  степенью приближения к тому, что  является наибольшим. <...> Следовательно, существует нечто наиболее истинное, наилучшее и благороднейшее и, следовательно, в высшей степени сущее <...>. Но то, что называется наибольшим в  определенном роде, есть причина всего  того, что относится к этому  роду. <...> Следовательно, существует нечто, являющееся причиной бытия всех сущих, а также их благости и всяческого совершенства. И таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid quod omnibus entibus est causa esse, et bonitatis, et cuiuslibet perfectionis, et hoc dicimus Deum).


5. Доказательство  через целевую причину

Пятый путь исходит  из управления вещами [универсума] (Quintia via sumitur ex gubernatione rerum). Мы видим, что нечто, лишенное познавательное способности, а именно природные тела, действуют  ради цели, что очевидно из того, что  они всегда или почти всегда действуют  одним и тем же образом, так, что  стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что  они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к  цели только в том случае, если оно  направляемо кем-то познающим и  мыслящим <...>. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные  вещи направляются к [своей] цели. И  таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid intelligens, a quo omnes res naturales ordinatur ad finem, et hoc dicimus Deus).


 


Информация о работе Фома Аквинский