Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа
Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Г.Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.
Введение 3
1. Формирование философии Нового времени 4
2. Выдающиеся философы Нового времени 6
2.1 Фрэнсис Бэкон 6
2.2 Томас Гоббс 11
2.3 Джон Локк 16
Заключение 18
Библиографический список 19
Представитель верховной
власти, как источник законов, стоит
выше их; он определяет понятие
справедливого и
2.3 Джон Локк
Английский философ Джон Локк (1632-1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья».
Социально-политические воззрения. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного — чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры — знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р.Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, — основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа.
Отрицая врожденные
идеи как внеопытное и
Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества — плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число — это «реальные сущности», объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества — цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества — это «номинальные сущности»; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).
Посредством ассоциаций «простые идеи» внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая «определенная» идея должна быть связана со знаком. Слова — это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) — это знаки общих идей, «у которых отделены обстоятельства места и времени». Локковская теория образования абстракций получила название «традиционной» и в дальнейшем неоднократно критиковалась.
Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом «тождество человека» (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и «тождество личности» как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.
Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.
Заключение
Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе математического понимания природы, был Ф.Бэкон. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - суть главные условия рационального метода. Выдвижение опыта и данных чувств в качестве конституирующего основания познания есть философское открытие Фрэнсиса Бэкона, сформировавшее одну из основных доктрин философии этого периода – доктрину эмпиризма.
Философия Гоббса представляет собой весьма талантливо и последовательно проведенное механическое мировоззрение. Единственный предмет философии (в науке) - тела, ибо только тела существуют; всякое тело конечно и только конечное может быть познано. Бог непознаваем и не составляет предмета науки, а есть объект теологии, веры. Точно также не может быть предметом науки душа, ибо она не имеет реальности. Орудием науки является мышление, которое сводится к вычислению, логика - к математике. Это основное воззрение Гоббса вытекает из сенсуалистических посылок.
Джон Локк развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей - опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). Телам присущи только количественные особенности. Первичные качества - величина, фигура, движение и покой. Вторичные - запахи, звуки, цвет, вкус. Государство - его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда; не может быть произвола.
Пожалуй справедливо, завершая характеристику философии периода Нового времени, определить ее в бэконовском смысле – как освобождение познания от власти идолов. Это и есть задача человеческого мышления, составляющего достоинство человеческой жизни.
Библиографический список
1. Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия.Учебник для ВУЗов.-
2. Алешин А.И. Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля)// Философия: Учебник/Под ред.В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М., 1996.
3. Ахиезер А.С. Философская
основа социокультурной теории
и методологии//Вопросы
4. Исаев А.А. Философия: Учебное пособие. - Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.
5. История философии: Запад-Россия-Восток. Под ред. Н.В.Мотротиловой. – М., 1996.
6. Каратини Р. Введение в философию/Под ред. В.П.Пазиловой; Пер. с фр. Г.С.Ливановой. М.: ЭКСМО, 2003.
7. Квасова И.И. Введение в философию. Учебное пособие. – М., 1999.
8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991.
9. Мееровский Б.В. Гоббс. - М., 1975.
10. Немировская Л.З. Философия. - М., 1995.
11. Погребысский И.Б. Г.В. Лейбниц. - М., 1972.
12. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995.
13. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - Киев, 1997.
14. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. - М., 1993.
15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Новое время. - СПб., 1996.
16. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб.пос. - М., 1996.
17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001.
18. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. - М., 1974.
19. Философский словарь./Под ред. И.Г.Фролова – М.: Политиздат, 1991.
20. Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА. - М., 1999.
21. Философия. Учебно-методическое пособие./Под ред. Л.В.Голиковой. – МГТУ, 2001.