Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:24, реферат
Цель данной работы раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
• Ознакомиться со структурой научного познания;
• Раскрыть формы научного познания;
• Охарактеризовать основные методы научного познания.
Введение 3
1. Научное познание и его особенности. 4
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 6
4.Методы научного познания. 8
Заключение 11
Список литературы 12
Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. По сравнению с наблюдением, где объект ведет себя естественным образом и неподконтролен субъекту, в эксперименте исследуемое явление может воспроизводиться столько раз, сколько посчитает необходимым экспериментатор. В ходе эксперимента могут меняться условия его протекания и арсенал используемых средств. Например, чтобы определить ускорение свободного падения, сначала его определяли в воздушной, а затем в безвоздушной среде.
В современной науке эксперимент
занимает центральное место и выступает
в качестве связующего звена между эмпирическим
и теоретическим уровнями познания. Главная
задача эксперимента заключается в проверке
гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями.
В современной науке используются
различные виды эксперимента. Самым простым
является качественный эксперимент, который
проводится с целью установить наличие
или отсутствие предполагаемого теорией
явления. Количественный эксперимент
имеет целью выявить количественные параметры
исследуемого объекта. В фундаментальных
исследованиях широко используется мысленный
эксперимент, при котором ученые работают
не с реальными объектами, а с их идеальными
моделями. В зависимости от специфики
объекта различают физический, химический,
биологический, социальный эксперимент.
Развитие компьютерной техники способствовало
распространению вычислительного эксперимента,
в основе которого лежит компьютерный
расчет вариантов математических моделей
процесса. Результаты любого эксперимента
подлежат интерпретации с точки зрения
теории, задающей его рамочные условия.
Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Поэтому ученый сосредотачивается на том, что его интересует и отвлекается от тех сторон объекта, которые не представляются ему важными. Обязательным предварительным условием процедуры абстрагирования является установления относительной самостоятельности отдельных свойств, сторон и характеристик объекта и последующее их обособление. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.
Анализ и синтез - это связанные между собой
методы познания, обеспечивающие целостное
знание объекта. Анализ - это мысленное разделение
объекта на составляющие его части с целью
их самостоятельного изучения. Это разделение
осуществляется не произвольно, а в соответствии
со структурой объекта. После того, как
составляющие объект части изучены по
отдельности, необходимо полученное знание
свести воедино, восстановить целостность.
Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных
признаков, свойств, сторон в единое целое.
Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.
Метод аналогии - это логический прием, с помощью
которого, на основе сходства объектов
по одним признакам делается вывод об
их сходстве и по другим признакам. Аналогия
не произвольная логическая конструкция,
а опирается на объективные свойства и
отношения предметов. Правило вывода по
аналогии формулируется следующим образом:
если два единичных предмета сходны в
определенных признаках, то они могут
быть сходны и в других признаках, обнаруженных
в одном из сравниваемых предметов.
На основе умозаключения по
аналогии строится метод моделирования, широко распространенный
в современной науке. Моделирование - это метод исследования
объекта через построение и изучение его
аналога (модели). Знания, полученные при
изучении модели, переносятся на оригинал
на основании его аналогии с моделью. Моделирование
применяется там, где изучение оригинала
невозможно или затруднено и связано с
большими расходами и риском. Типичным
приемом моделирования является изучение
свойств новых конструкций самолетов
на их уменьшенных моделях, помещаемых
в аэродинамическую трубу. Моделирование
может быть предметным, физическим, математическим,
логическим, знаковым. Все зависит от выбора
характера модели. С появлением и развитием
компьютеров широкое распространение
получило компьютерное моделирование,
при котором используются специальные
программы.
Мы дали характеристику научному познанию, ознакомились сего структурой и выяснили, что существуют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В зависимости от уровней выделяют формы научного познания, такие как научный факт, теория, гипотеза. Далее мы выяснили, что методология – это наука о методах научного познания.
Существует множество методов научного познания. Ми дали им классификацию и рассмотрели некоторые из них, в большей степени относящиеся к философии и объединяющие все науки. Это деалектический, метафизический методы познания, наблюдение, эксперимент и т.п..
Мы выяснили, что одни методы всегда перерастают в другие. Вместе с прогрессом они развиваются. Но все же они остаются тесно связанными друг с другом и не могу в отдельности дать достоверных результатов.
Список литературы