Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:35, контрольная работа
Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
1. З.Фрейд и его учение. Понятия «Оно», «Я», «Сверх-Я», либидо, сублимации.
2. Психоаналитическая школа: учения К.Т.Юнга, А.Адлера.
3. Неофрейдизм: К.Хорни, Г.Салливан, Э.Фромм.
Карен Хорни (1885—1952) также начинала свой творческий путь в Берлинском институте психоанализа и также эммигрировала в США, главным образом, потому что ее леворадикальные взгляды были несовместимы с тоталитарным режимом национал-социализма. Карен Хорни одна из трёх женщин, которые вошли в историю психоанализанаравне с такими мужчинами-психоаналитиками, как Адлер, Фромм. [5, C. 149] К. Хорни начинала как ортодоксальный сторонник З. Фрейда, однако, довольно рано поставила под сомнение главный тезис фрейдизма - биологическую природу бессознательного, показав, что природа бессознательного коренится не в биологической природе инстинктов, а в обществе и его культуре, которые оказывают определяющее воздействие на формирование социокультурных традиций, лежащих в основе характера и ментальности человека. Ей принадлежит заслуга выявления функций бессознательного. Главной из них К. Хорни называет приспособительную, считая, что именно в ней выражаются определенные социокультурные тенденции и сохраняются определенные типы культуры. Поэтому бессознательное связано не столько с инстинктами, сколько с определенными общественными потребностями. В отличие от основателя психоанализа, К. Хорни не была настроена пессимистически по отношению к природе человека и к его невротизму. Она, в соответствии с общей оптимистической традицией, свойственной для американской культуры, считала, что все конфликты разрешимы и видела задачу врача-психоаналитика в том, чтобы помочь человеку решить его проблемы на пути к счастью.
Работы К. Хорни, связанные с ее деятельностью как практикующего психоаналитика, позволили совсем по-другому увидеть особенности женской психологии, специфику взросления девочек-подростков в Америке, найти в качестве главней причины неврозов социальные антагонизмы, а не биологические особенности людей.
К. Хорни считает, что невротические состояния людей вызываются, во-первых и главным образом, социальными болезнями общества, во-вторых, они являются результатом межличностных конфликтов в семье, в-третьих, их вызывает ложная самореализация личности, когда стремления к достижению и возможности реализации не совпадают. Задача психоанализа, — помочь человеку жить в мире и избежать травмирующего влияния враждебной культуры.
В своих работах Э. Фромм и К. Хорни использовали работы культурантронологии для того, чтобы на основе их экспедиционных данных, например о взрослении девочек на Самоа, показать, что многие невротические конфликты определяются социокультурными, а не инстинктивными влечениями, как это утверждал З. Фрейд. Именно эти позиции неофрейдизма сближают его с главным тезисом марксистской философии общества о причинной обусловленности всех явлений духовной жизни социальными отношениями.
Сами фрейдисты нового направления считают, что для них главные идеи марксизма это — отчуждение или товарный фетишизм и овеществление, в которых раскрываются бесчеловечность европейской культуры и общества, основанного на частной собственности. Тезис о социальной природе бессознательного в психике позволяет Э. Фромму и К. Хорни обратить внимание на особенности формирования человека в условиях, когда его человеческая сущность подавлена враждебными ей общественными отношениями На этой основе вырастает специфический социальный характер, который неофрейдисты рассматривают как своего рода проекцию социальной структуры на биологические особенности индивида. [3, C. 203-204]
Список использованных источников
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Авт. колл.: Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 639 с.
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник для вузов. – изд. 8-е, испр.и доп. – М.: Академических проект; Трикста, 2008. – 576 с.
3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. – Филологическое объединение «Слово», 1999. – 681 с.
4. Психоанализ и культура. – М, 1995. – 368 с.
5. Романин А.Н. Психоанализ: курс лекций / А.Н.Романин. – М.: КНОРУС, 2005. – 224 с.
6. Современная западная философия : Словарь. 2- е изд., перераб. и доп. – М.: ТОН-Остожье, - 1998. – 544 с.
7. Философия : учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Ю.А.Харин [и др] ; под общ.ред. Ю.А.Харина. – 9-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 448 с.
8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 560 с.
9. Фромм Э. Бегство от свободы / Э.Фромм. – Мн.: Харвест, 2004. – 384 с.
10. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. - 270 с.
11. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. – 320 с.