Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 13:42, реферат
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
Психоанализ, по словам самого Фрейда, никогда не замолвил ни одного слова в пользу раскрепощения общественно вредных влечений личности, наоборот, он всегда призывал к сознательному овладению страстями человека, разоблачая всевозможные иллюзии, будь то сексуальные или религиозные: "Мы можем, - писал он, - без конца подчеркивать, что человеческий разум бессилен в сравнении с человеческими влечениями... Но в этой слабости есть странная особенность: голос разума не громкий, но он не умолкает до тех пор, пока его не услышат. В конце концов после бесчисленных и повторных протестов он добивается своего. Вот один из немногих фактов, позволяющих оптимистически смотреть на будущее человечества".
Психоанализ и художественное творчество Психоаналитический метод используется Фрейдом и при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства. Здесь он также отталкивается от первоначально выдвинутых им постулатов, и прежде всего от идеи "эдипова комплекса", в котором, по Фрейду, исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и, искусства".
Истоки искусства
Итак, фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию.
художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений
искусства.
Как в том, так и в другом случае предлагается
психоаналитическая процедура по расшифровке
"языка" бессознательного, который
в символической форме обретает будто
бы свою самостоятельность в фантазиях,
мифах, сказках, снах, произведениях искусства.
Искусство, таким образом, рассматривается
Фрейдом как своеобразный способ примирения
оппозиционных принципов "реальности"
и "удовольствия" путем вытеснения
из сознания человека социально неприемлемых
импульсов. Оно способствует устранению
реальных конфликтов в жизни человека
и поддержанию психического равновесия,
то есть выступает в роли своеобразной
терапии, ведущей к устранению болезненных
симптомов. В психике художника это достигается
путем его творческого самоочищения и
растворения бессознательных влечений
в социально приемлемой художественной
деятельности.
По своему смыслу такая терапия напоминает "катарсис" Аристотеля. Но если у последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель психоанализа видит в этом специфику всего искусства.
Основной функцией искусства он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя. Искусство несомненно включает функцию компенсации.
Компенсирующая функция искусства в определенных условиях может даже выдвинуться на передний план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация - не основная и тем более не единственная функция искусства.
Компенсирующая функция искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творчество превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего внутренним потребностям художника, а произведения искусства - в массовую продукцию, рассчитанную на такого потребителя, который внутренне настроен на развлечение.
Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть
сущность художественного, и прежде всего
поэтического, творчества.
Первые следы данного типа духовной деятельности
человека, по мнению Фрейда, следует искать
уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут
создавать свой собственный фантастический
мир, который совершенно не укладывается
в рамки обыденных представлений человека,
лишенного поэтического воображения.
Ребенок в процессе игры перестраивает
существующий мир по собственному вкусу,
причем относится к плоду своей фантазии
вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря
способности творческого воображения
не только создает в искусстве новый прекрасный
мир, но нередко верит в его существование.
Фрейд подмечает этот факт. Но, пройдя
сквозь призму его психоаналитического
мышления, он получает ложное толкование,
будто в основе как детских игр и фантазий,
так и поэтического творчества лежат скрытые
бессознательные желания, преимущественно
сексуального характера. Отсюда столь
же ложный вывод, что побудительными мотивами,
стимулами фантазий людей, в том числе
и поэтического творчества, являются или
честолюбивые желания, или эротические
влечения.
Эти же бессознательные
влечения, по Фрейду, составляют скрытое
содержание самих художественных произведений.
Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием
и бессознательным в процессе творческого
акта. Быть может, он считает это излишним,
поскольку при анализе психической структуры
личности и принципов функционирования
ее разноплановых пластов им уже была
предпринята попытка осмысления взаимодействий
между сознательным "Я" и бессознательным
"Оно". Однако тогда речь шла о принципах
функционирования человеческой психики
в целом, безотносительно к конкретным
проявлениям жизнедеятельности человека.
Созданную им абстрактную схему отношений
между сознанием и бессознательным Фрейд
автоматически переносит на конкретные
виды человеческой деятельности - на научную,
художественную, сексуальную, повседневную
поведенческую деятельность. При этом
специфические особенности каждого из
этих видов человеческой деятельности
остаются невыявленными.
Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества".
Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом воздействии произведений искусства на человека. Он верно подмечает тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо. от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления.
Фрейд полагает, что такого результата поэт достигает посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение.
В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту.
Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой" бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой" языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуально-личностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества.
Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции. Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются. С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли.
Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуально-личностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада. Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.
Рассмотрение основных идей психоанализа и фрейдизма как специфического социально приемлемого мировоззрения и мироощущения критически мыслящей буржуазной интеллигенции показывает, что психоаналитические концепции личности, истории развития человечества, религии, искусства и всей человеческой культуры включают в себя такие разноплановые посылки, суждения и конечные выводы, которые обусловливают двойственное отношение к индивидуально-психологическому и культурно-философскому учению Фрейда. Это необходимо учитывать при оценке психоанализа и фрейдизма, определении как сильных, так и слабых сторон психоаналитического учения, выявлении методологической несостоятельности и буржуазной ограниченности психоаналитического подхода к исследованию личности, культуры, общества.
Критическая направленность
мышления Фрейда, попытки соотнесения
абстрактных философских
Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом (признание врожденности и наследственности "первичных" бессознательных влечений человека, теория сексуального развития ребенка, концепция исторического развития человечества, объяснение скрытого смысла и содержания художественных произведений через призму семейных отношений и индивидуально-личностных переживаний художника в раннем детстве, утопически-просветительское отношение к возможности устранения религиозного миросозерцания, исторически ограниченный подход к анализу культурных и социальных достижений человеческой цивилизации, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества).
1. Михайлов Ф.Т., Царегородцев
Г.И. За порогом сознания. М.,Госполитиздат,
1961.
2. Буржуазная философия XX века. М.,Политиздат,
1974.
3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия
неофрейдизма.М., Политиздат, 1977.
4. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру.М,.
Политиздат, 1985