Фридрих Ницше (1844 - 1900)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше известен широкому кругу, как чудак и женоненавистник. Его заявление, что "бог умер", вызвало неоднозначную реакцию со стороны философов, литературных критиков и других деятелей того времени. Взамен Ницше предложил общесту "сверхчеловека". Именно это и сформировало очень распространённое мнение, что Ницше способствовал становлению идеологии национал-социализма.

Файлы: 1 файл

Великие немецкие философы.docx

— 17.59 Кб (Скачать файл)

Великие немецкие философы


 

Фридрих Ницше

(1844 - 1900)

 

"Мой глаз  видит идеалы других людей,  и  зрелище  это

часто восхищает  меня; вы же, близорукие, думаете, что

это - мои  идеалы."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Коношенко  Мария

2 курс, 22 группа

 

Знаменитый  немецкий философ  Фридрих Ницше  известен широкому кругу, как чудак  и женоненавистник. Его заявление, что "бог умер", вызвало неоднозначную  реакцию со стороны философов, литературных критиков и других деятелей того времени. Взамен Ницше предложил общесту "сверхчеловека". Именно это и сформировало очень распространённое мнение, что Ницше способствовал становлению идеологии национал-социализма.

Фридрих Ницше  был личностью незаурядной и  противоречивой. На протяжении всей своей  жизни он неоднократно пересматривал  свои симпатии и антипатии.

Фридрих Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) родился 15 октября 1844 г. в Рёккене (недалеко от Лейпцига) в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета  (25 лет от роду). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни.

В 1872 Ницше  опубликовал свою первую концептуальную работу "Рождение трагедии из духа музыки". Основной тезис этой книги о дуализме культуры, наличии и борьбе в ней  двух начал, "аполлоновского" и "дионисийского" получил широкую известность.

В дальнейших работах Ницше последовательно  развивал свои идеи, основной из которых  стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое.

В самой знаменитой из своих работ "Так говорил  Заратустра" Ницше сводит воедино  свои наиболее значимые выводы. Эта  книга приобрела известность  не только как философское, но как  литературное произведение, была признана классикой мировой литературы.

 

 

 

В этой книге  Ницше впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти.

Центральными  понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Ницше убеждает человека "оставаться верным земле", не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать  заоблачные идеалы, символизирующие  человеческую несостоятельность, следует  задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Ницше  полагал, что "выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в  самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим  высший тип, который, в соотношении  с человечеством в целом, является типом сверхчеловека".

Согласно  Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что  она может быть энергетической основой  всего космоса в целом. Ницше  не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед  самим собой и обращал нас  к примерам "сверхчеловеческой" силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес "человеческой, слишком человеческой" силе военных деспотов.

После смерти ему не повезло еще больше  (оказывается, и такое возможно): его идеи были искажены, вульгаризированы и поставлены с ног на  голову  многочисленными  "ницшеанцами", начиная с его родной сестры, объявившей себя его душеприказчицей, и кончая полуграмотными почитателями Адольфа  Гитлера.

Как говорилось выше, более всего репутация Ницше пострадала в годы нацизма. О вдумчивом чтении его текстов уже давно речь не шла. Наступила пора, когда философия Ницше была сведена к популярному цитатнику. Фюрер возомнил себя и был провозглашен сверхчеловеком. Лишь единицы знали, что сестра, собрав заметки уже больного брата, сфабриковала книгу "Воля к власти" и выпустила ее под его именем. С ее книги началось нацифицированное ницшеанство.

После  Гегеля Ницше был, несомненно, самым значимым философом Германии. Как никто  другой он остро чувствовал катастрофичность мира, погружавшегося, по его мнению, в пучину безумия, жаждал его обновления и спасения, но по жуткой иронии судьбы безумие подкараулило его самого. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

 

 

Афоризмы  Ницше

Сборник своих  изречений и афоризмов Ницше  назвал "Злая мудрость". Книга  была задумана как подборка сентенций, содержащих основы ницшевской философии.

В каждом его  афоризме концентрирован ряд мыслей, ряд переживаний, облечённых в небрежную  форму: точно мудрец, путешествующий инкогнито, озадачит наивного попутчика, и тот не знает, имеет ли он дело с безумным, шутом или пророком.

Его афоризмы указывает нам подчас на сокровеннейшие переживания самого Ницше, укрытые лёгким сарказмом или стремительным парадоксом. Всё заковывается в образной форме и подносится нам с пленяющей нас улыбкой тонкого эстета: афоризм становится эмблемой переживания; переживание - эмблемой мысли: и ни тем, и ни другим, но и тем и другим - всем вместе: символом становится у Ницше афоризм.

 

Я хочу учить  людей смыслу их бытия: этот смысл  есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком.

Человек есть нечто, что должно превзойти.

Человек –  это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над  пропастью.

Все в женщине  – загадка, и все в женщине  имеет одну разгадку: она называется беременностью.

Двух вещей  хочет настоящий мужчина: опасности  и игры. Поэтому хочет он женщины  как самой опасной игрушки.

Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина  – для отдохновения воина; все  остальное – глупость.

У самих женщин в глубине их личного тщеславия  всегда лежит безличное презрение  – презрение «к женщине».

Стать зрелым мужем – это значит снова обрести  ту серьезность, которою обладал  в детстве, во время игр.

 

Оба пола обманываются друг в друге – от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и  любят только самих себя (или, если угодно, свой собственный идеал).

 Таким  образом, мужчина хочет от женщины  миролюбия, – а между тем  женщина по существу своему  как раз неуживчива, подобно кошке,  как бы хорошо она ни выучилась  выглядеть миролюбивой.

В мщении и  любви женщина более варвар, чем  мужчина.

 Если  женщина обнаруживает научные  склонности, то обыкновенно в  ее половой системе что-нибудь  да не в порядке.

Женщина и  гений не трудятся.

 Женщина  была до сих пор величайшей  роскошью человечества.

Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет  его – на небо.

Счастье бегает за мной. Это потому, что я не женщина. А счастье – женщина.

Только тот, кто достаточно мужчина, освободит  в женщине – женщину.

Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными: они мстят целому миру за то, что  уже не могут идти каждый отдельно.

Только как  символ высшей добродетели достигло золото высшей ценности.

Как золото, светится взор у дарящего.

Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных  ошибок.

Бог умер —  человек свободен.

Быть великим  — значит дать направление.

Что не убивает  меня, то делает меня сильнее.

Как только благоразумие говорит: "Не делай  этого, это будет дурно истолковано", я всегда поступаю вопреки ему. Странно!


Информация о работе Фридрих Ницше (1844 - 1900)