Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:30, реферат

Описание работы

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями. Возрастание роли науки особенно актуально в эпоху НТП. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно.

Файлы: 1 файл

функции науки.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)

Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

 
 
Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями. Возрастание роли науки особенно актуально в эпоху НТП. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. 
 
Функции науки в жизни общества: өмірдегі ғылымның қызметтері:

  1. Ғылымның мәдени қызметі  
     
    1)Культурная функция науки представляет собой процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности. 
     
    2)Функция фактора социальной регуляции, представляет собой воздействие науки на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, экологическая ситуация и т. д.).  
     
    3)Функция науки, предполагающая гуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества. 
     
    4)Экологическая функция науки, направленная на сохранение природы и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека. 
     
    Роль науки в современном образовании и формировании личности. 
     
    В основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Современная образовательная система использует научно обоснованные подходы, в которых учитываются особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы деятельности субъектов образовательного процесса. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. 
     
    Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке.в частности антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов. 
     
    Образование – это необходимая ступень социализации личности. Целостный процесс образования служит интересам общества и личности. В то же время, изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.  
     
    Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:  
     
    - операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета; 
     
    - межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса; 
     
    - тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин; 
     
    - стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности; 
     
    - глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

 

 

Социальные функции науки

 

   Наука выполняет в  обществе ряд функций. Под функцией  науки  понимается внешнее  проявление  ее  одного  или  нескольких  существенных  свойств.   В функциях  обнаруживаются  возможности  и  способности  науки  участвовать  в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества,  в  создании  более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

 

      Социальные функции  науки  не  есть  нечто  раз  и  навсегда  заданное.

Познавательная и мировоззренческая функции науки

 

   Наука вырабатывает прежде всего научную  картину  мира  как  совокупность знаний  о  природе,  обществе  и  человеке.  В  этом  процессе   проявляется познавательная (гносеологическая)  функция,  а  также  и  мировоззренческая, поскольку научная картина  миpa  (бытия)  не  существует  в  чистом  виде  в сознании людей.  Она  соотносится  человеком  с  обыденным,  мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

 

        Познавательная функция  задана самой сутью науки, главное  назначение    которой - как раз познание природы,  общества  и  человека,  рационально-   теоретическое постижение мира,  открытие его законов  и  закономерностей,    объяснение   самых   различных   явлений   и   процессов,   осуществление    прогностической  деятельности,  то  есть  производство  нового   научного    знания;

 

      Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной  функцией, главная цель ее - разработка  научного мировоззрения  и  научной  картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к   миру,    обоснование   научного   миропонимания:   ученые    призваны    разрабатывать  мировоззренческие  универсалии  и  ценностные  ориентации,   хотя, конечно, ведущую роль в

этом деле играет философия.

 

   Наука вырабатывает прежде всего научную  картину  мира  как  совокупность знаний  о  природе,  обществе  и  человеке.  В  этом  процессе   проявляется познавательная (гносеологическая)  функция,  а  также  и  мировоззренческая, поскольку научная картина  миpa  (бытия)  не  существует  в  чистом  виде  в сознании людей.  Она  соотносится  человеком  с  обыденным,  мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.    

Мировоззренческая функция науки помогает человеку не  только объяснить известные ему знания  о  мире,  но  и  выстроить  их  в  целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и  многообразии выработать свое мировоззрении.

 

 Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления  познавательно- мировоззренческих функций науки занятия наукой  постепенно  становились  в глазах общества самостоятельной и вполне достойной,  респектабельной  сферой человеческой деятельности.

Функция науки в качестве социальной силы

 

     Сегодня, в условиях  научно-технической революции,  у  науки  все  более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать  и в  качестве  социальной   силы,   непосредственно   включаясь   в   процессы социального  развития.  Наиболее  ярко  это  проявляется  в   тех   довольно многочисленных  в  наши  дни  ситуациях,  когда  данные   и   методы   науки используются для разработки  масштабных  планов  и  программ  социального  и экономического   развития.  

Культурная функция науки

 

  Культурная, образовательная  функция заключается главным  образом  в  том, что  наука  является  феноменом  культуры,  заметным  фактором   культурного развития людей и образования. Ей  достижения  идеи  и 

рекомендации  заметно воздействуют   на  весь   учебно-воспитательный

процесс, на содержание программ  планов,  учебников,  на  технологию, формы  и  методы   обучения.

Данная функция науки  осуществляется  через  культурную  деятельность  и  политику, систему  образования  и  средств   массовой   информации,   просветительскую деятельность ученых и др.

 


Информация о работе Функции науки в жизни общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности