Функции науки в жизни общества. Роль
науки в современном образовании и формировании
личности.
Наука вплетена во все сферы человеческой
деятельности, она внедряется и в базисные
основания отношений самих людей. Личность,
общество и государство связаны сложными
взаимоотношениями. Возрастание роли
науки особенно актуально в эпоху НТП.
Научно-исследовательская деятельность
признается необходимой и устойчивой
социокультурной традицией, без которой
нормальное существование и развитие
общества невозможно. Наука составляет
одно из приоритетных направлений деятельности
любого цивилизованного государства.
Проблема, связанная с классификацией
функций науки, до сих пор остается спорной
потому, что наука, развиваясь, возлагает
на себя новые и новые функции.
Функции науки в жизни общества: өмірдегі
ғылымның қызметтері:
- Ғылымның
мәдени қызметі
1)Культурная функция науки представляет
собой процесс формирования человека
в качестве субъекта деятельности и познания.
Научное знание, глубоко проникая в быт,
составляя существенную основу формирования
мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый
компонент социальной среды, в которой
происходит становление и формирование
личности.
2)Функция фактора социальной регуляции,
представляет собой воздействие науки
на потребности общества, становясь необходимым
условием рационального управления. Наука
проявляет себя в функции социальной силы
при решении глобальных проблем современности
(истощение природных ресурсов, загрязнение
атмосферы, экологическая ситуация и т.
д.).
3)Функция науки, предполагающая гуманистическую
ориентацию, в которой присутствует акцент
на выживание человечества.
4)Экологическая функция науки, направленная
на сохранение природы и обеспечение максимально
благоприятных и гармоничных экологических
условий для существования человека.
Роль науки в современном образовании
и формировании личности.
В основании современного образовательного
процесса лежит научная картина мира.
А сама сфера образования опирается на
научно апробированные и рекомендуемые
методы. Современная образовательная
система использует научно обоснованные
подходы, в которых учитываются особенности
нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой
сферы деятельности субъектов образовательного
процесса. Роль науки в образовании распространяется
на все компоненты образовательного процесса:
цели, средства, результаты, принципы,
формы и методы. Образовательный процесс
выступает в качестве «исходной области»,
на которой происходит встреча индивида
и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности
в данном обществе и формирование зрелой
личности.
Наука предполагает направленное воздействие
на образовательный процесс и может в
случае необходимости санкционировать
изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие
основоположения присутствуют в составе
мыслительной деятельности педагога,
они передаются им обучаемым. Научные
подходы пронизывают и все содержание
учебно-образовательного процесса. Сами
образовательные модели опираются на
сугубо научные обоснования и достижения
многообразных наук о человеке.в частности
антропологии, педагогики, психологии,
физиологии, дидактики и пр. Образовательный
процесс имеет не только собственные технологии,
среди которых информационные в настоящее
время заявляют о своем приоритетном положении,
но и закономерности. Это предполагает
наличие методик, программ, планов, методологических
и дидактических материалов.
Образование – это необходимая ступень
социализации личности. Целостный процесс
образования служит интересам общества
и личности. В то же время, изменения в
науке и технике диктуют необходимость
изменений образовательной системы, опирающейся
на достижения науки.
Влияние науки на процесс образования
ведет к выделению следующих уровней:
- операционный, предполагающий освоение
логики учебного предмета;
- межоперационный, как совокупность дисциплин
данного учебного курса;
- тактический, отвечающий за формирование
содержания знания на основании пройденный
дисциплин;
- стратегический, ставящий задачи интегрирования
содержательного потенциала знаний во
внутреннюю смысловую структуру личности;
- глобальный, свидетельствующий о сущностном
ядре личности, предстающей как результат
интегративного и направленного образовательного
процесса.
Социальные функции
науки
Наука выполняет в
обществе ряд функций. Под функцией
науки понимается внешнее проявление
ее одного или нескольких существенных
свойств. В функциях обнаруживаются возможности
и способности науки участвовать в решении
кардинальных проблем жизнедеятельности
общества, в создании более благоприятных
условий и содержания жизни людей, в формировании
культуры.
Социальные функции
науки не есть нечто раз и навсегда заданное.
Познавательная и мировоззренческая
функции науки
Наука вырабатывает прежде
всего научную картину мира как совокупность
знаний о природе, обществе и человеке.
В этом процессе проявляется познавательная
(гносеологическая) функция, а также и
мировоззренческая, поскольку научная
картина миpa (бытия) не существует в чистом
виде в сознании людей. Она соотносится
человеком с обыденным, мифологическим,
религиозным, философским осмыслением
мира, постоянно переоценивается.
Познавательная функция
задана самой сутью науки, главное
назначение которой - как раз познание
природы, общества и человека, рационально-
теоретическое постижение мира, открытие
его законов и закономерностей, объяснение
самых различных явлений и процессов,
осуществление прогностической деятельности,
то есть производство нового научного
знания;
Мировоззренческая функция,
безусловно, тесно связана с познавательной
функцией, главная цель ее - разработка
научного мировоззрения и научной картины
мира, исследование рационалистических
аспектов отношения человека к миру, обоснование
научного миропонимания: ученые призваны
разрабатывать мировоззренческие универсалии
и ценностные ориентации, хотя, конечно,
ведущую роль в
этом деле играет философия.
Наука вырабатывает прежде
всего научную картину мира как совокупность
знаний о природе, обществе и человеке.
В этом процессе проявляется познавательная
(гносеологическая) функция, а также и
мировоззренческая, поскольку научная
картина миpa (бытия) не существует в чистом
виде в сознании людей. Она соотносится
человеком с обыденным, мифологическим,
религиозным, философским осмыслением
мира, постоянно переоценивается.
Мировоззренческая функция
науки помогает человеку не только объяснить
известные ему знания о мире, но и выстроить
их в целостную систему, рассмотреть явления
окружающего мира в их единстве и многообразии
выработать свое мировоззрении.
Одновременно с этим процессом
возникновения и укрепления познавательно-
мировоззренческих функций науки занятия
наукой постепенно становились в глазах
общества самостоятельной и вполне достойной,
респектабельной сферой человеческой
деятельности.
Функция науки в качестве социальной
силы
Сегодня, в условиях
научно-технической революции, у науки
все более отчетливо обнаруживается еще
одна группа функций — она начинает выступать
и в качестве социальной силы, непосредственно
включаясь в процессы социального развития.
Наиболее ярко это проявляется в тех довольно
многочисленных в наши дни ситуациях,
когда данные и методы науки используются
для разработки масштабных планов и программ
социального и экономического развития.
Культурная функция науки
Культурная, образовательная
функция заключается главным образом
в том, что наука является феноменом культуры,
заметным фактором культурного развития
людей и образования. Ей достижения идеи
и
рекомендации заметно воздействуют
на весь учебно-воспитательный
процесс, на содержание программ
планов, учебников, на технологию, формы
и методы обучения.
Данная функция науки осуществляется
через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой
информации, просветительскую деятельность
ученых и др.