Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:13, реферат
Задача этой работы – как можно более полно раскрыть все пункты плана, сделать вывод по всей работе.
Изучение философии – это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления – умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит – видеть ее в изменении и развитии.
Введение 3
1 Сознание: общее понятие, основные подходы 4
1.1 Определение и понятие сознания 4
1.2 Структура сознания 11
2 Основные функции сознания 13
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы вявили,что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.
Деление на эти сферы однако условно, так как они не могут существовать друг без друга.
1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
– мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
– памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
– внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
– восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
Внимание - важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Здесь следует назвать и память - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект – не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Чувства – это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
Настроения, стрессы, аффекты – эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты – это бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение – это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы – это особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности – с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других – падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания.
3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы.
Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, – «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку – даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации – выбор цели, целеполагание. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения – усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания – его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.
Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание – не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.
Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе – Я-концепция – продукт самосознания, складывающегося из:
1) самопознания путем
сравнения себя с другими,
2) самоотношения (эмоциональная
сторона самосознания), которое активно
защищается индивидом с
3) саморегуляции –
стремления повысить
В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:
– «реальное Я» – представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас;
– «динамическое Я» – образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится;
– «идеальное Я» – каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;
– «фантастическое Я» - представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно;
– «ожидаемое Я» – предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих;
– «представляемое Я» – желание выглядеть определенным образом перед другими.
Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» – он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.
Не следует забывать, что все «Я-образы», из которых складывается и «Я-концепция» – лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент – все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека – осуществить правильную самооценку, соотнося ее с оценкой окружающих.
В динамике самосознания можно выделить уровни: первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем; второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе; третий уровень развития самосознания самый высокий - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.
Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.
Сознание – важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная. Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты). Само бессознательное имеет три основных уровня.
К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.
Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.
Многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.
В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В.Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры.
Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:
Язык сверхсознания - эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.
Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется такими функциями, как:
во-первых, направленность
речемыслительных, чувственно-эмоциональных
и регулятивно-волевых
во-вторых, подключение к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.).
Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира.
Однако их не следует
расценивать как некие