Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:30, курсовая работа
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета.
Вначале христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но затем, начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»).
Задание № 21. Вспомните из курса истории Древнего мира когда, где и как зародилась христианская религия. В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы основные различия их мировоззрений?
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета.
Вначале христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но затем, начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства " нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание. До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период когда античная цивилизация была в глубоком кризисе и были в упадке ее основные ценности. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию сильных мира сего - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие направлений в раннем христианстве , острота споров между их приверженцами свидетельствует о том , что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.
Ранее христианство оставило неизгладимый след в культуре человечества, прежде всего Запада. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого , не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса , не имея представления о посланиях Павла и т.д.. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
В большинстве случаев христианству предшествовало язычество. Наиболее серьезным препятствием, которое встретила экспансия христианства, оказались античные (Древнегреческие и Древнеримские) пантеоны богов. Некоторые исследователи отмечают, что ''только начавшийся распад античной культуры позволил так легко христианской диалектической триаде свергнуть богов с Олимпа''.
Христианство в первые века своего существования подвергалось жестоким гонениям со стороны государства, так как основной религией была язычество. Однако в IV в. христианство было провозглашено новой официальной религией (государство, первым принявшее христианство – Армения в 301г.), и притесняемые ранее христиане из гонимых превратились в гонителей, начали неумолимо преследовать язычников и ревностно бороться с остатками старой государственной религии.
Язычество является политеизмом – многобожием, христианство – монотеизмом – единобожием. Но это расхождение не является настолько принципиальным, чтобы из-за него жестоко враждовать.
В языческом политеизме каждое божество олицетворяет какую-нибудь природную стихию, то есть находится не вне, а внутри мира, растворено в нем, слито с ним воедино, а совокупность языческих богов и есть мироздание. Поэтому такой взгляд неизбежно является пантеистическим. Христианский же монотеизм утверждает не только то, что Бог один, но, главное, то, что он находится вне мира, первичен по отношению к нему, потому что его сотворил.
Для язычника окружающий его мир прекрасен и единствен, вне природы и больше ее ничего нет, потому что она и есть Бог. Природа вечна, беспредельна и потому божественна. Он благоговеет перед ней и ей поклоняется. Для христианина же, сколь ни совершенен был бы окружающий мир, он – всего лишь творение, а за видимым великолепием природы стоит невидимая сила, тысячу крат более совершенная и бесконечно восхитительная, – Творец, который есть действительное начало и источник всего, истинное Бытие. Поэтому именно перед ним следует преклониться, а за красотой мира всегда надо пытаться усмотреть великий и непостижимый замысел потустороннего Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе, он тем самым ее принимает за самого Творца, он подменяет его творением, совершая самую непростительную ошибку, ибо умаляет и принижает роль Бога, растворяя его в окружающем мире.
Отличий множество. Самое большое - в христиансве один бог, который выступает творцом всего сущего, в т.ч. и человека. В Язычестве богов много. Есть главный бог, а есть и другие, которые, по своей сути, представляют собой различные стихии. Язычество более природно, ближе к природе. У Славян например, есть бог Род, а все, что при нем - природа. Боги у славян не требуют бесприкословного повиновения и не отрицают существования других богов. У Христинан же, очень важный атрибут веры - это отрицание других богов и оторванность от природных явлений. Язычество вообще - это не совсем вера. Это больше мировоззрение, которое не содержит таких непоколебимых догм, на которых, как правило строятся монотеистические религии.
язычество |
христианство | |
Представления о Боге |
Многобожие |
Единобожие |
Представления о Природе |
Природа вечна, беспредельна и потому божественна |
Творение Бога |
Представления о Человеке |
Часть природы. |
Раб Божьи, сотворен по "образу и подобию" Бога. |