Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:36, контрольная работа
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Тема «Сознание» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Генезис форм отражения в живой природе…………………………………………………………………………….4
3. Проблема сознания в истории философии……………………………………6
4. Структура сознания. Проблема идеального…………………………………..9
5. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………………………………………………………..14
6.Заключение…………………………………………………………………….22
7.Список использованной литературы…………………………………………23
Структура сознания по А.Н. Леонтьеву.
Составляющие сознания: а) Чувственная
ткань - чувственные составляющие образов
реальности, актуально воспринимаемой
или всплывающей в памяти, относимой
к будущему или даже только воображаемой.
Особая функция чувственных образов
сознания в том, что они придают реальность
сознательной картине мира, т.е. мир выступает
для субъекта как существующий вне его
сознания. б) Значение - обобщенный опыт
человечества, знания, выраженные в языке.
С помощью значения осуществляется опосредованное
отражение человеком мира. в) Личностный
смысл - значение для меня (субъективность
мышления).
Структура Сознания: (по Петровскому):
1. Разделение субъекта и объекта
и отношение субъекта к
2. Совокупность знания о мире;
3. Целеполагающая деятельность.
Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов. Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль объект от самого объекта. С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Три точки зрения на природу идеального: Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин)– идеальное–внутренний духовный мир человека. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков)– идеальное–объективированные мыслительные формы - как схема предметно–практической деятельности. Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц)– идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции. В истории философии: Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум– был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание - не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией. Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика. XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано. Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»– эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека. Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса». Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным (психоанализ)». Вывод: Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.
4. Сознание
и бессознательное. Проблема
Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной. Сознание — есть целостный, системный процесс. Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и др.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания. Было бы не верно сказать, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия. В область бессознательного входят:
Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это
состояние характеризуется отключенностью сознания. Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации. Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста. Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.
К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические
явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Они могут возникать при сильных воздействиях на нервную систему – болезнью, психотропным или галлюциногенным веществом. Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например, навязчивые мысли (обсессии). Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Но в то же время сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы, которой непосредственно неосознаваемы. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Итак, проявления бессознательного в сознательном: бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью, управляющая мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Третий тип бессознательных явлений - касающихся личностного бессознательного, желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Проблема моделирования сознания - одна из самых сложных в современной науке. Можно лишь заключить, что сознание - результат особой организации, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей. То, что сознание может резко меняться под влиянием внешних причин (причем в сторону усиления предвидения и образования новых свойств и способностей), доказывает поведение людей, получивших тяжелую травму черепа. Косвенное (например, средствами рекламы) и прямое (оперативное) воздействие на сознание приводит к кодированию. Три важных направления нейрофизиологии привлекают наибольший интерес:
- влияние на сознание посредством раздражения определенных центров мозга с помощью психотропных и иных средств;
- оперативное и медикаментозное кодирование;
- изучение необычных свойств сознания
и их влияния на социум. Эти важные, но
опасные направления исследований зачастую
засекречиваются.
До сих пор во многом не определен сам
объект моделирования. Существуют, как
всегда, совершенно полярные мнения на
этот счет. Для наглядности приведем некоторые
из них.
В соответствии с классической моделью:
1.Границы человеческого организма абсолютны
и совпадают с поверхностью кожи.
2.Коммуникация и приобретение информации
требуют участия сенсорных органов и известных
видов энергии.
3.Умственная деятельность состоит в перекомбинировании
сенсорной информации (нет ничего в разуме,
чего не было бы в чувствах).
4.Хранение в памяти осуществляется на
основе материального субстрата - мозговых
клеток и цепей генов.
5.Духовный опыт сводится к исходному нарциссизму,
жажде "океанического чувства" и
другим младенческим переживаниям.
6.Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических
процессов, происходящих в нем.
7.Симптомы психического заболевания надо
ликвидировать с помощью лекарств.
8.Во время патологического процесса внутренние
гомеостатические и целительные механизмы
организма бездействуют.
9.Лечение психических заболеваний следует
проводить электрошоком, инсулиновой
блокадой, психофармакологическими средствами,
вербальной психотерапией (метод свободных
ассоциаций, беседа, разрушение стереотипов).
10.В процессе лечения терапевт активен,
пациент пассивен. Врач - эксперт, он все
знает.
11.Цель лечения - преодоление симптомов
болезни и дискомфорта.
Напротив, в соответствии с так называемой
холотропной моделью сознания С.Грофа:
1.Человек имеет бесконечное поле сознания,
выходящее за пределы трехмерного пространства,
линейного времени и причинно-следственных
связей; он соизмерим со всею целостностью
бытия.
2.Для коммуникации и получения информации
не обязательны сенсорные каналы и известные
виды энергии.
3.Психика включает весь опыт эволюции
Вселенной (в том числе смерть и коллективное
бессознательное). В каждом человеке есть
все.
4.Память может существовать без материального
субстрата.
5.Духовный опыт является универсальным,
продолжает информацию, полученную в измененных
состояниях сознания, и несводим к регрессивным
состояниям.
6.Сознание опосредуется мозгом, но не
зарождается в нем.
7.Симптомы болезни следует поддерживать,
так как наличие их свидетельствует о
возможности решения проблемы, вставшей
перед организмом.
8.Гомеостатические и целительные механизмы
всегда играют решающую роль и необычные
состояния сознания активизируют их силу.
9.Лечение осуществляется с помощью сеанса
изменения сознания (духовные исцеления).
10.Терапевт только помогает в процессе
исцеления установить связь между Эго
(Я) и сверх-Я. Источник исцеления - сам
пациент.
11.Цель лечения - глубокая трансформация
личности и смена фундаментальных ценностей
человека. По настоящему здоров тот, кто
приходит к чувству планетарного единства,
экологической озабоченности и необходимости
служения.
Максимы холотропной модели сознания
созвучны современным физическим представлениям:
1.Поле сознания выходит за трехмерное
пространство и линейное время (в физике:
пространство-время трехмерно и линейно).
2.Отсутствует однозначный детерминизм
(в физике: внедрение вероятностных представлений).
3.Память, как и энергия, может существовать
без материального субстрата (в физике:
условно масса покоя может быть равна
нулю).
4.Поле сознания бесконечно (в физике: принцип
дальнодействия).
5.Сознание опосредуется мозгом, но не
зарождается в нем (в физике: "свобода
воли" электрона). Ученые решат проблему
мозга, ума, образования центральной нервной
системы в ходе биологической эволюции.
Решат в рамках науки, т. е. сведут эти проблемы
к недоказуемым постулатам, пройдя с помощью
логики путь от них до регистрируемых
фактов. Проблема индивидуального сознания,
которым обладаю я (а также и другие, чем
я лучше их) и также, по всей вероятности,
обладает все живое - это проблема души.
Вопрос же о том, что существует за материальным
миром и вместе с тем связано с ним - все
это есть область истинной религии. Наука
не может дать ни доказательного отрицательного,
ни доказательного утвердительного ответа
на вопрос о бессмертии души, потому что
научный ответ на этот вопрос связан с
принимаемыми на веру постоянно меняющимися
постулатами науки относительно природы
пространства и времени". А вот другое
мнение профессора В.В. Налимова (сотрудника
академика А.Н. Колмогорова): "Несмотря
на все успехи нейрофизиологических исследований,
несмотря на попытки физиологов обратиться
к квантово-механическому пониманию сознания,
несмотря на всю убедительность практики
Востока, направленной на регулирование
состояний сознания через тело, несмотря
на хорошо осознаваемую остроту проблемы,
проблема МАТЕРИЯ-СОЗНАНИЕ остается нерешенной.
Эта проблема была поставлена еще в египетской
Книге мертвых. С тех пор прошло 3500 лет
без того, чтобы продвинуться достаточно
глубоко в понимании связи материи и сознания.
Проблема может выглядеть еще острее,
если мы будем говорить не столько о сознании,
сколько о самих смыслах, организующих
сознание. Человеческий мозг, в состоянии
которого содержится исходная система
ценностных установок, обрабатывает эту
информацию, играя по отношению к ней роль
фильтра. Итогом операции является текст,
несущий конкретную смысловую информацию.
Таким образом, человеческое сознание
выполняет функцию оператора и генератора
смыслов. Природа смыслов раскрывается
В.В. Налимовым через анализ семантической
триады: СМЫСЛ-ТЕКСТ-ЯЗЫК. Включая в триаду
язык, он полагает, что сама триада становится
возможной только тогда, когда есть наблюдатель
- носитель сознания, воспринимающий тексты
и оценивающий смыслы. Модель этой реальности
он строит исходя из того, что все смыслы
изначально заданы и упорядочены на действительной
числовой оси. Геометризовать представление
о смыслах оказалось возможным только
после того, как смыслы - явления качественные
были связаны с числом путем введения
распределения меры на смысловом пространстве.
Именно это позволило сблизить представление
о смыслах с представлениями, о свойствах
физической материи. До сих пор считалось,
что сознание это способность воспринимать
окружающий мир. И природа снабдила живые
существа разным сознанием. Простейший
пример - муравьи. Они не обладают индивидуальным
сознанием, индивидуальным разумом, что
подтвердили многочисленные эксперименты.
Все попытки привить муравью какие-нибудь
условные рефлексы кончались неудачей.
Великолепная организация муравьиного
сообщества, их четкое расспределение
обязанностей - это плод сознания коллективного.
По сути, каждый муравей - робот, выполняющий
команды коллективного разума. Человек
же отличается от всех живых существ тем,
что обладает обоими видами сознания.
Человек живет внутри коллективного сознания,
но выполняет его команды с помощью сознания
индивидуального.
Известно, что наряду с соматическими
болезнями бывают заболевания психогенного
происхождения, т.е. причиной их является
психическая травма. Психические факторы
могут вызвать и физические (соматические)
расстройства, и наоборот, физические
страдания могут привести к психическим
болезням. Вот почему следует вести речь
о психосоматической медицине, так как
человек представляет собой "единство
души и тела". Французский философ Рене
Декарт более детально обосновал принцип,
что человеческое "я" и его тело составляют
единое целое. Вот почему медицина должна
быть психосоматической, т.е. одновременно
исцелять "душу" и тело человека.
Системный подход - способ мышления, который
дает врачу возможность лечить не болезнь,
а человека; не следствие, а причину. Что
касается новизны, то приоритеты целостного
подхода к здоровью и лечению болезней
принадлежат знаменитым русским врачам
XVIII-XIX веков Мудрому, Захарьяну. Аналитический
подход в медицине не полный. Знания, добытые
при помощи анализа, грандиозны и крайне
необходимы, но сегодня наступил тот момент,
когда эти накопления необходимо осмыслить
с помощью Синтеза - способа познания мира,
объединяющего части в одно целое. Анализ
дает знание, как работают органы человека,
а синтез дает понимание, почему они так
работают. Человек действительно являет
нам идеальный пример системы, то есть
совокупности из множества элементов-органов,
в которой поведение каждого органа влияет
на поведение целого организма. Ведь каждая
из его частей - сердце, легкие, желудок
- влияет на работу целого. Например, поведение
сердца и его воздействие на тело зависят
от поведения легких, мозга и др. Здесь
нужен другой подход - целостный, или системный,
в котором источник проблем со здоровьем
искали бы в нарушении взаимодействия
между органами, в конфликте человека
с окружающей средой. Все мы подвержены
воздействию агрессивной окружающей среды
- стрессам, плохой экологии, различным
жизненным трудностям. Это провоцирующие
начала, под их влиянием страдают в первую
очередь несовершенные органы.
Поскольку все органы связаны друг с другом,
плохая работа даже одного из них всегда
приводит к напряжению и усталости работы
других органов. Цель системного подхода
в выявлении этого несоответствия, что
дает возможность понять первопричины
страданий.
Заключение
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Важнейшей предпосылкой возникновения сознания является наличие свойства отражения у всей материи. Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Изучив данную тему и подводя итоги, можно сказать следующее:
1. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконролировании поведения человека.
3. Бессознательное – те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Оно образует низший уровень психики. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Список использованной литературы
1.Алексеев П.В., Панин
А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 330 с.
2.Вальяно М.В. Основы философии: Учебник.
– М.: Дело и Сервис, 2007. – 316 с
3. Философия: Учеб. пособие/Горелов А. А. – М.: Юрайт – Издат, 2003.
4. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
5. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общей ред. В. Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с
7. Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И.Кириллова – М.: Юристъ, 1999. – 352с
8. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения
действительности и отношения к ней человека.
М., 2009
10. Философия в вопросах и ответах: Учебное
пособие для вузов/Под. ред. проф. Е. Е. Несмеянова.
– М.: Гардарика, 2004.
11. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 2000
12.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007.