Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 21:20, реферат
Платон (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же) - древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников.
Платон
Биография
Теория идей
Учение о душе
Диалектика
Аристотель
Биография
Бытие
Идея души
Теория познания
Сравнение политико-правовых идей
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Российский
государственный университет
Кaфeдpa филocoфии
и coциaльнo-пoлитичecких тeхнoлoгий
Peфepaт
нa тeмy:
«Гениальные представители античной философии.
Платон и Аристотель.»
План
Заключение
Платон
Биография
Платон (428 или 427 до н. э., Афины, — 348 или 347, там же) - древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 367 и 361 вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие его попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни он провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Теория идей
Платон
считал что бытие разграничивается на
несколько сфер, родов бытия, между которыми
имеются довольно сложные отношения; это
— мир идей, вечный и подлинный; мир материи,
столь же вечный и самостоятельный, как
и первый мир; мир вещественных, чувственно
воспринимаемых предметов — это мир возникающих
и смертных погибающих вещей, мир временных
явлений (а потому он и «ненастоящий» в
сравнении с идеями). Идеи, в отличие от
чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы.
Если чувственные вещи бренны, преходящи,
то идеи постоянны (в этом смысле вечны)
и обладают более истинным существованием.
Учение о душе
В
философии Платона легко
Платон выделяет три начала души:
В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории:
1)Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Как говорит в этом диалоге Сократ: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.
2)Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова».
3)Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.
Далее по ходу рассуждения Сократ замечает «Когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе — властвовать и быть госпожою. Приняв это в соображение, скажи, что из них, по-твоему, ближе божественному и что смертному? Не кажется ли тебе, что божественное создано для власти и руководительства, а смертное — для подчинения и рабства? — Да, кажется, отвечает его собеседник. — Так с чем же схожа душа? — Ясно, Сократ: душа схожа с божественным, а тело со смертным». Значит, раз уж смертное тело с помощью, например, бальзамирования, способно сохраняться длительное время в нетлении, то душа, причастная божественному началу, тем более должна быть признана бессмертной.
В
своём диалоге Платон воспроизводит
ряд контраргументов
Против первого контраргумента находятся следующие возражения — душа не просто «настроенность» тела, не его внутренняя гармония, но нечто существующее до самого тела. Как резюмирует доводы, приводимые здесь в пользу бессмертия души Алексей Федорович Лосев: «душа не есть гармония, строй, подобный тому, который создается лирой, но существует, как сказано выше, до тела в виде сущности (ουσία), именуемой бытием (δ εστίν); поэтому, прежде чем быть строем или настроением тела, душа есть сама же она, и быть душой свойственно всем душам совершенно одинаково; а так как для того, чтобы настроить лиру, уже надо иметь представление о желательном строе, то и душа, прежде чем быть гармонией тела, должна не зависеть от этой телесной гармонии и отдельных её моментов, а, наоборот, сама настраивать или расстраивать лиру».
4)Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.
Если
дать определение души, то она есть
подлинная причина
Поэтому душа как «идея жизни» не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души, иллюстрацией которому у Платона в «Федоне» служит следующий диалог Сократа и Кебета: «-Что должно появиться в теле, чтобы оно было живым? — Душа, — сказал Кебет. — И так бывает всегда? — А как может быть иначе? — спросил тот. — Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда привносит в это жизнь? — Да, верно. — А есть ли что-нибудь противоположное жизни или нет? — Есть. — Что же это? — Смерть. — Но — в этом мы уже согласились — душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама? — Без всякого сомнения! — отвечал Кебет. — Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не принимает идеи четного? — Нечетным. — А не принимающее справедливости и то, что никогда не примет искусности? — Одно — неискусным, другое — несправедливым. — Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы назовем? — Бессмертным. — Но ведь душа не принимает смерти? — Нет. — Значит, душа бессмертна? — Бессмертна, — сказал Кебет».
Диалектика
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины ≪ закрыть глаза и заткнуть уши ≫, дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектик («диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит — спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать». В общем диалектика — это искусство ≪поисково думать≫, при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.
Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.
Признав
со своими предшественниками, что все
чувственное ≪вечно течет≫, непрестанно изменяется
и постольку не подлежит логическому уразумению,
Платон отличал знание от субъективного
ощущения. Связь, вносимая нами в суждения
об ощущениях, не есть ощущения: чтобы
познавать предмет, мы должны не только
ощущать, но и понимать его. Известно, что
общие понятия являются результатом особых
умственных операций, ≪самодеятельности нашей
разумной души≫: они не приложимы к
отдельным вещам. Общие определения в
виде понятий относятся не к индивидуальным
увственным предметам, а к чему-то другому:
они выражают род или вид, т.е. нечто такое,
что относится к определенным множествам
предметов. По Платону же получается, что
нашей субъективной мысли соответствует
объективная мысль, пребывающая вне нас.
В этом-то и состоит суть его объективного
идеализма.
Аристотель
Биография
Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.
Информация о работе Гениальные представители античной философии. Платон и Аристотель