Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 07:42, лекция
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Гегель решительно выступает против плоского эволюционизма, признающего лишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому. «Говорят: в природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв постепенности, и качественно другое по сравнению с предшествующим состоянием». Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления.
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин
Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.
1793—1796 — домашний учитель в Берне
1797—1800 —
домашний учитель во
1799 — после
смерти отца получил небольшое
наследство, которое, вместе с
его собственными сбережениями,
позволило ему отказаться от
преподавания и вступить на
поприще академической
1801—1805 — приват-доцент Йенского университета
1805—1806 —
экстраординарный профессор
1807—1808 —
редактор газеты в Бамберге[4]:
1808—1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге
1811 — женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати
1816—1818 —
профессор философии в
C 1818 — профессор
философии в университете
В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта.
Гегелю присущ гносеологический оптимизм,
убеждение в познаваемости
Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. С чего же начинается движение этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем бытие, и бытие, которое есть вместе с тем небытие».
Может сложиться впечатление,
что перед нами словесная
Если отвлечься от мистических
сюжетов божественного
В
результате возникает третья категория,
которая синтезирует обе
Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2) возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в данном случаев выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей.
Каждая категория выражает
один какой-либо момент, аспект процесса
развития и служит одновременно исходным
пунктом для следующей
Отрицание для Гегеля
не одноактный, а по сути дела
бесконечный процесс. И в этом
процессе он всюду находит
связку из трех элементов:
Гегель решительно выступает
против плоского эволюционизма, признающего
лишь постепенный переход от одного
качественного состояния к