Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 07:42, лекция

Описание работы

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Гегель решительно выступает против плоского эволюционизма, признающего лишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому. «Говорят: в природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв постепенности, и качественно другое по сравнению с предшествующим состоянием». Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления.

Файлы: 1 файл

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель.docx

— 20.31 Кб (Скачать файл)

Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного  чиновника — Георга Людвига Гегеля. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.

1793—1796 —  домашний учитель в Берне

1797—1800 —  домашний учитель во Франкфурте-на-Майне

1799 — после  смерти отца получил небольшое  наследство, которое, вместе с  его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от  преподавания и вступить на  поприще академической деятельности

1801—1805 —  приват-доцент Йенского университета

1805—1806 —  экстраординарный профессор Йенского университета. В Йене Гегель написал свою знаменитую работу «Феноменология духа», закончив ее в октябре 1806 года во время битвы за Йену.[4]:106[5]

1807—1808 —  редактор газеты в Бамберге[4]:826

1808—1816 —  ректор классической гимназии  в Нюрнберге

1811 — женился  на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати

1816—1818 —  профессор философии в университете  Гейдельберга (место, которое ранее  занимал Якоб Фриз).

C 1818 — профессор  философии в университете Берлина

В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул  город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них  проявление абсолютного духа, божественного  мышления. Отсюда следует важный для  Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Многие ошибались, истолковывая тезис о  разумности всего действительного  как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал  Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Только тогда существующее можно  квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро исчезает необходимость  существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл  формулы Гегеля.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы  ее саморазвития. С чего же начинается движение этой идеи? После долгого  обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом  служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем бытие, и бытие, которое есть вместе с тем небытие».

  Может сложиться впечатление,  что перед нами словесная эквилибристика, лишенная смысла. Ход мысли Гегеля  кажется искусственным, если исходить  из естественнонаучных, детерминистских  предпосылок. Действительно, из  небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но ведь у Гегеля речь идет не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

  Если отвлечься от мистических  сюжетов божественного творения  мира, бытия из ничего, то в  рассуждениях философа мы найдем  разумное содержание, или, как  принято говорить, рациональное  зерно. Бытие и небытие есть  единство противоположностей. Одна  категория отрицает другую.

В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. «Становление есть нераздельность бытия и ничто... иначе говоря, такое единство, в котором есть как бытие, так и ничто». Становление - это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности  еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление  можно считать единством небытия  и бытия. «Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит  в некий спокойный результат.

Если  диалектический процесс возникновения  Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс  исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол tollere имеет два значения: 1) уничтожать, отрицать, убирать и 2) возвеличивать. Философ не случайно использует языковую полисемию. В ней в данном случаев выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей.

Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

 Отрицание для Гегеля  не одноактный, а по сути дела  бесконечный процесс. И в этом  процессе он всюду находит  связку из трех элементов: тезис  — антитезис — синтез. В результате  отрицания какого-либо положения,  принимаемого за тезис, воз­никает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

Гегель решительно выступает  против плоского эволюционизма, признающего  лишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому. «Говорят: в природе не бывает скачков... Но мы показали, что вообще изменение  бытия суть не только переход одной  величины в другую, но и переход  качественного в количественное и наоборот, становление иным, представляющее собой перерыв постепенности, и  качественно другое по сравнению  с предшествующим состоянием». Нельзя метафизически отрывать конечное от бесконечного, прерывность от непрерывности, свободу от необходимости и т.д. В этом суть диалектического способа мышления.


Информация о работе Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель