Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:12, контрольная работа
С именем Гераклита Эфесского связана философская школа, которая была построена в половине VI в. до н.э. Будучи стихийным материалистом, его учения содержат в себе и выход в идеализм: прежде всего учение о боге и логосе. На сегодняшний день эта тема актуальна тем, что Гераклит ввел большой вклад в историю человечества. Он затрагивал обширные сферы жизни и в каждую из них вложил частичку своего личного. Целью является: рассмотреть, изучить труды Гераклита, какой вклад он внес не только в философию но и в диалектику, в познание мира, какие у него были взгляды на религию, почему философы его считали «темным».
ВВЕДЕНИЕ
Гераклит Эфесский – один из великих мыслителей древности. Родиной Гераклита является соседний с Милетом, город – Эфес, который находится на западном побережье Азии. Гераклит – был аристократом по жизни и по своим взглядам политическим.
С именем Гераклита Эфесского связана философская школа, которая была построена в половине VI в. до н.э. Будучи стихийным материалистом, его учения содержат в себе и выход в идеализм: прежде всего учение о боге и логосе.
На сегодняшний день эта тема актуальна тем, что Гераклит ввел большой вклад в историю человечества. Он затрагивал обширные сферы жизни и в каждую из них вложил частичку своего личного.
Целью контрольной работы является: рассмотреть, изучить труды Гераклита, какой вклад он внес не только в философию но и в диалектику, в познание мира, какие у него были взгляды на религию, почему философы его считали «темным».
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО
Гераклит Эфесский – один из великих мыслителей древности. Родиной Гераклита является соседний с Милетом, город – Эфес, который находится на западном побережье Азии. Гераклит родился примерно в VI в. до н.э., в 40-х годах, он был современников неудавшегося восстания покоренных персами греческих городов против победителей. Гераклит происходил из древнегреческой аристократической семьи. Также принято считать, что Гераклит принадлежал к царско-жреческому роду Кодридов. Но в Эфесе власть царей была свергнута давно. За Гераклитом остались только некоторые функции жреца, которые в последствии он передал брату. Он недоброжелательно относился к демократии и говорил , что власть принадлежать должна меньшинству «лучших», так как «наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» . Аристократизм Гераклита больше духовный имел оттенок, чем политический. Он говорит, что «самые достойные…предпочитают одно: вечную славу смертным вещам». Это та малая часть, которая живет сообразно логосу. Таких людей единицы. Гераклит говорит, такой человек, «стоит десяти тысяч» других людей, живущих так как они хотят, а не согласно логосу1. О своих земляках Гераклит говорит не очень хорошо: «Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, – за то, что они изгнали наилучшего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте с другими»2.
С именем Гераклита Эфесского связана философская школа, которая была построена в половине VI в. до н.э. По словам Диогена Лаэртского, он знал основную часть философии Пифагора, также знал учения Ксенофана. Но сам Гераклит утверждал, что «не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился»3.
Иногда Гераклита представляли сторонником «реакционной аристократии», но он не являлся таковым, он был сторонником писаного права. У Гераклита нет понимания различия между тем, что существует по установлению, и тем, что существует по природе. Из за этого он говорит, что «все человеческие законы питаются от единого – божественного» то есть от логоса.
Гераклиту принадлежит прозаическое философское сочинение. Это сочинение называлось так же, как и труды Анаксимена и Анаксимандра, – «О природе». Данное сочинение состояло из трех частей и имела широкую тематику: о Вселенной, о Боге, о Государстве. В наше время сохранилось около 130 фрагментов из этого труда. Само по себе сочинение является не легким для понятия, древние прозвали Гераклита темным. Прочитав его труд Сократ сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, чего я не понял. Впрочем для этого нужен делосский водолаз»4. Действительно Гераклит очень глубок, но к сожалению глубина его мысли непонятна, она затемняется стилем изложения. В отличии от милетских философов у Гераклита мифологии больше, а научности меньше. Важное значение в его учении занимает основа наук – логос.
Логос Гераклита – объективный закон мироздания, это принцип меры и порядка. Это тот же огонь, что выступает для чувства как огонь, для ума есть логос. Огонь наделенный логосом божествен и разумен.
Гераклит увидел генетическое начало всего сущего в огне. Особое внимание Гераклита обратил на то, что из четырех стихий, огонь наиболее изменчив и подвижен. Он сравнивает огонь с золотом, как например, вещи с товаром. « Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото». В другом сравнении огонь космический сопоставляется с пламенем, на котором сжигают различные благовония. Пламя остается прежнем, но его запахи меняются. Огонь Гераклита божествен и вечен. В своем огне Гераклит видел не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то из чего все происходит. Изменения происходящие в направлении: земля – вода – воздух – огонь, называются Гераклитом путем вверх, а те, которые в обратном порядке , – путем вниз.
Гераклит называл
Гераклит полагает, что переходя друг в друга, противоположности сохраняют общую тождественную основу. Против тех, кто не понимает единства противоположностей, он пишет: «Они не понимают, как расходящееся согласуется с собой. Оно есть возвращающаяся к себе гармония подобно тому, как наблюдается у лука и лиры».
Хотя Гераклит в своем родном Эфесе не получил признания, его очень уважали в Афинах. Гераклит имел большое количество сторонников и учеников. Наиболее известным считается Кратил. Аристотель говорил о нем, что он ничего не подтверждал, «только двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды»6.
Последние годы жизни Гераклит провел в горах. Умер в 480 г. до н.э.
Осуждая нравственный строй современного общества и политическую жизнь, Гераклит высказывается и против религиозных установлений: сюда включают не только формы богопочетания, но и оргастические, мистические культы всякого рода мистиков, к этому числу также относятся и орфики. Гераклит сам является одним из важнейших представителей религиозного движения своего века. Его божество « и хочет и не хочет называться Зевсом»7; но несмотря на свою веру в божественное единство, на свой пантеизм, он разделяет веру Фалеса о том, что все полно демонов, душ и богов. Гераклит верит в мантику – в проявление божественного разума через посредство человека, верит во «владыку, оракул которого находится в Дельфах», верит в загробную жизнь. Гераклит признает, что загробная судьба усопшего зависит от их заслуг при жизни Гераклит ни слова не говорит о душе-переселении и о загробных мытарствах, и настойчиво высказывается против мистического культа в качестве искупления.
ГЛАВА 2. ДИАЛЕКТИКА И ГНОСЕОЛОГИЯ ГЕРАКЛИТА
2.1 Диалектика
Гераклит – был не только материалист, но и наивный диалектик. Логос Гераклита, это диалектический закон Вселенной, смутно угаданный древним философом единства закон и борьбы противоположностей. В своей диалектике, он утверждает, что все абсолютно изменчиво. Гераклит был убежден как ни кто другой из философов, что нет ничего неизменного в мире. Гераклит соглашался с устойчивостью вещей в космосе. Его устойчивость относительна, и она возможна из-за того, что та или иная веешь воспроизводима.
Гераклит заметил, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава»8. Гераклит сделал смелый, но безрезультатный вывод о безоговорочной противоположности тождественности. У Гераклита тождество противоположностей обозначает вместе с тем не их взаимопогашение, а их борьбу. Борьба – главный закон мироздания. Гераклит говорит, что «борьба-отец всего и царь над всем», что «борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Далее эту борьбу Гераклит раскрывает как гармонию, но гармонию неявную, тайную. «Скрытая гармония, – говорил Гераклит ,– сильнее явной». Гераклит не понимает тех, кто «не понимает, каким образом с самим собой расходящееся снова приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры». Эта гармония все зло растворяет. Добро всегда абсолютно, а зло частично. Гармония доступна лишь Богу. Гераклит говорит, «Для Бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди принимают одно за справедливое, а другое за несправедливое».
В.И. Ленин говорил, что в лице Гераклита Эфесского мы имеем «одного из основоположников диалектики»9. Главным мотивом всего его учения был принцип «все течет». Гераклит объясняет этот принцип различными способами: «Одно и тоже является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим». Стихийная диалектика Гераклита тесно связана с его естественным материализмом и глубоко пронзает его. «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».
2.2 Гносеология
На характер человеческого познания, Гераклит один из первых обращает внимание. По его взгляду, познание стремится постичь сущность, то есть логос. Большое внимание он уделяет отличию «многознания», «многоученности» от истинной мудрости. В отличие от подлинной мудрости «многознание» не способствует действительному познанию, но скорее их скрывает. Он весьма критично высказал свое мнение о многих других мыслителей, в частности о Пифагоре. «Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея»10. Гераклит считал, единственной правильной мудростью «знание мысли, которая везде всем правит», то есть логос. Гераклит говорит, некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом в процессе познания. Обратим внимание, что «плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они имеют варварские души».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение могу сказать следующее:
Гераклит был разносторонником, он пытался как можно больше сказать об окружающем нас мире, о познании человека, о Боге, о законе.
Логос по его мнению так же вечен, как неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерности развития мира как единства и борьбы противоположности. Тесная связь диалектики и стихийного материализма Гераклиту позволила продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами. В литературной жизни Гераклит изображен нелюдимым мыслителем с аристократическим образом мыслей. Хоть он и не получил признания в своем родном городе – Эфесе, его уважали в Афинах.
Философия Гераклита является вершиной стихийной диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии.
Благодаря своим трудам Гераклит очень известен в наши дни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Асмус В.Ф.Античная философия – М, 2001. – 400 с.
2) Чанышев А.Н.Философия Древнего мира – М, 1999. – 703 с.
3) Спиркин А.Г.Философия – М, 2009. – 736 с.
4) Трубецкой С.Н.Курс истории древней философии – М, 1997. – 576 с.
5) Блинников Л.В.Великие философы: Учебный словарь-справочник – М, 1997. – 432 с.
6) Богута И.И.История философии в кратком изложении – М, 1994. – 590 с.
7) Башкалова В.А., Гарпушкин В.Е.Хрестоматия по истории философии – М, 1998. – 448 с.
1 Чанышев А.Н.Философия Древнего мира – М, 1999. – 190 с.
2 Асмус В.Ф.Античная философия – М, 2001. – 15 с.
3 Богута И.И.История философии в кратком изложении – М, 1994. – 79 с.
4 Чанышев А.Н.Философия Древнего мира – М, 1999. – 186 с.
5 Асмус В.Ф.Античная философия – М, 2001. – 16 с.
6 Богута И.И.История философии в кратком изложении – М, 1994. – 83 с.
7 Трубецкой С.Н.Курс истории древней философии – М, 1997. – 156с.
8 Чанышев А.Н.Философия Древнего мира – М, 1999. – 188 с
9 Богута И.И.История философии в кратком изложении – М, 1994. – 80 с.
10 Богута И.И.История философии в кратком изложении – М, 1994. – 82 с.