Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:48, реферат
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):
• искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];
• направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Герменевтика
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμην
Теоретик и (или) практик
в области библейской (богослов
Т.е. герменевтика может рассматриваться как богословская, философская и филологическая дисциплина.
Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю;
Относится к содержательно-смысловому
аспекту толкования Писания), учение об
истолковании текстов, преимущественно
древних, первоначальный смысл которых
затемнён вследствие их давности или недостаточной
сохранности источников. Понимание достигается грамматическим
исследованием языка, изучением
исторических реалий и вскрытием
намёков, смысл которых со временем сделался
непонятным; конкретно-психологическими
изысканиями и рассмотрением
закономерностей формы произведения.
Применительно к Библии Г. (Hermeneutica Sacra)
означает выяснение троякого смысла текста: чувственно
буквального (чудеса словом, прикосновением,
кто-то куда-то ушел, где жил), отвлеченно-нравоучительного
(притчи) и идеально-мистического
(чудеса, учение об ангелах и демонов, рае
и аде). Помимо литературы
(Восстановлении первоначального смысла
литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном
виде, непонятных без комментариев.). Г.
применяется также в музыке, в юриспруденции
(толкование законов). Герменевтике
придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании
любого памятника литературы необходим
Ересь -и ; (греч. háiresis - особое вероучение) – отклонение от догматов.
Понятие Герменевтика теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием Интерпретация, имеющим в виду также и новую литературу.
Объектом (предметом) понимания исследования в герменевтике как правило является текст (причем понятый широкой как любая последовательность чего-либо, не только выраженное в языке: это могут быть явления природы (шаровая молния), какие-то объекты (7 чудес света…) и т.п.). Человек должен заставить текст заговорить. В этой ситуации, именно интерпретатор ставит вопросы. Но инициатива принадлежит ему не в полной мере: он вынужден приспосабливаться к ситуации, подбирать вопросы, прислушиваясь при этом не к себе, а к тексту. В конечном итоге, в этом процессе реализуется взаимодействие текста и интерпретатора.
Основные вопросы герменевтики:
• как возможно понимание (какими способами я могу понять, интерпретировать, растолковать текст)?
• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики (девиз): существовать - значит быть понятым (т.е. понимание самого бытия, т.е. сущность бытия состоит в понимании этого бытия; бытие – то, что можно как-то понять; т.е. не существовать – значит не быть понятым; то, что не может быть понятым – не существует). Или, другими словами, как устроено само понимание, сам механизм понимания??? Понимание бытия, понимание истоков.
Похоже на онтологию?
Онтология - Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности.
К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания (Спираль?). Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь (автора) является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу, соотнесение целого и частного и есть понимание. Гадамер, как и всякий герменевтик, привержен идее герменевтического круга. «...Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла». «Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но и этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл». Т.е. мы поняли какой-то кусок текста и делаем предварительный набросок всего текста, а потом, читая дальше корректируем наш общей набросок всего текста, расширяем горизонты понимания. Т.е. идём от частного к общему и потом опять от общего к частному и т.д.
Гадамер - приверженец циклического нарастания понимания. Представляя процесс понимания как круг - процесс без какой-либо очевидной субординации: предпонимание, ожидание смысла текста, понимание, интерпретация, язык... И набор этих моментов остается всегда одним и тем же, меняясь, они остаются самими собой.
Субординация - система строгого служебного подчинения младших старшим.
Приступая к интерпретации, герменевтик ставит перед собой задачу раздвинуть горизонты понимания. «Горизонт - поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта». Горизонты смещаются в ходе изменения герменевтической ситуации. Понимание при этом выступает как слияние горизонтов. – Э. Гуссерль.
Интерпретатор, находясь в актуальном горизонте, постоянно «пробрасывает» себя вперед. Тем самым он расширяет свой горизонт и создает условие для понимания. Понимание наступает тогда, когда происходит расширение и встреча горизонтов. Если нет слияния горизонтов, то нет и понимания. Гадамер пишет, что до тех пор, пока мой горизонт не достиг предмета моего интереса, текста, прошлого, другого человека, я не понимаю. Понимание не есть перенесение себя в чуждую субъективность: это невозможно. Понимание есть расширение своего горизонта и обозрение другого нечто в правильных пропорциях. Тем самым ранее непонимаемое попало внутрь моего горизонта. Далекое стало близким…Т.е. когда я прочёл какое-либо предложение, у меня есть несколько вариантов его интерпретации – горизонтов, и встреча, слияния этих горизонтов выдают мне, что называется, средний оптимальный результат толкования.
Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).
Гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания.
Ганс Гадамер: Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупность): (по Фридриху Шлейермахеру):
(Первым претендентом на систематическую разработку герменевтики как философского метода считается Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) – протестантский теолог и философ)
Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает подведение частных случаев под общее правило (закон). И объяснение становится одной из логических операций, широко востребованных в естествознании.
Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.
Понимание в такой ситуации приводит к таким категориям, как значение, ценность, цель, развитие, идеал.
Собственные переживания даны личности изначально, благодаря настоящему и воспоминаниям. Духовный мир Другого дан благодаря вчувствованию в этот мир и знанию его автобиографии.
С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".
Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании и его будет неинтересно читать (всё будет слишком прямолинейно).
Шлейермахер Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.
В историческом отношении герменевтика может быть рассмотрена применительно к:
В средневековой проекции
герменевтика стремилась выделять разнообразные
смыслы в священных текстах: литературный (как разъяснение исторического
послания); аллегорический (как разъяснение содержания
веры, заключенной в тексте); тропологический (моральный); анадодический (
К числу современных философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).
Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: