Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:14, доклад
Данное слово (от греч. – разъясняющий, истолковывающий) восходит в греческой мифологии к богу Гермесу, который поддерживал путников, препровождал души умерших в мир смерти, передавал людям вести от богов; будучи хитрым и ловким, покровительствовал плутовству и воровству (в древнеримской мифологии ему соответствует Меркурий, покровительствующий торговле). Существует также этимологическая связь с тайными герметическими знаниями (в форме мистических и пр. учений), которыми по преданию обладал Гермес Трисмегистр.
Можно выделить два основных исторических типа герменевтики - традиционную герменевтику и философскую герменевтику.
Основные исторические типы герменевтики
Данное слово (от греч. – разъясняющий,
истолковывающий) восходит в греческой
мифологии к богу Гермесу, который поддерживал
путников, препровождал души умерших в
мир смерти, передавал людям вести от богов;
будучи хитрым и ловким, покровительствовал
плутовству и воровству (в древнеримской
мифологии ему соответствует Меркурий,
покровительствующий торговле). Существует
также этимологическая связь с тайными
герметическими знаниями (в форме мистических
и пр. учений), которыми по преданию обладал
Гермес Трисмегистр.
Можно выделить два основных исторических
типа герменевтики - традиционную герменевтику
и философскую герменевтику.
а) «Традиционная» герменевтика была
близка к экзегетике (греч. истолковываю). Она учила, как толковать
тексты, чаще всего старинные. Первичный
смысл этих текстов был неясен из-за их
ветхости или неполной сохранности.
Особую роль имела религиозная герменевтика
б) Философская герменевтика вк
Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниель
(1768 - 1834), стоявший на богословских позициях,
считал, что каждый индивид наделен собственным
значением и должен развивать свой прообраз.
Шлейермахер сформулировал всеобщий закон
долга: действуй в каждый момент, изо всех
нравственных сил стремясь ко всем нравственным
целям. Он заложил основы герменевтики
как общей теории интерпретации: "Все
частные герменевтики есть части общей
теории". При этом Шлейермахер соединил
в единое целое грамматическую герменевтику
(анализ текста) и психологическую герменевтику
(анализ жизни человека и т.д.). Шлейермахер
считал, что вживаясь во внутренний
мир исторических деятелей или авторов
старинных текстов, можно воссоздать исторические
события и понять их даже глубже, чем это
удалось самим их участникам.
(Трансформация герменевтики в философию
происходит благодаря феноменологии).
Дильтей Вильгельм (1833-1911)
Дильтей стремился четко разграничить
науки естественные (изучение природы)
и науки гуманитарные (постижение «духа»):
природу объясняем, а дух понимаем; ведь
жизнь может быть понята только жизнью.
Хайдеггер Мартин
(1889-1976) видел в понимании, обладающем
онтологическим значением, способ бытия
человека. Понимание раскрывает «здешность»,
опираясь на целое и используя пред-восхищение.
Метод «герменевтического круга» Хайдеггер
не считает порочным, так как этот круг
не сводится к произвольной интерпретации,
а выражает экзистенциальную структуру
Dasein. Для Хайдеггера «самое главное не
в том, чтобы выйти за пределы круга, а
в том, чтобы правильно войти в него»1.
Хайдеггер утверждал, что миросознание
первичней самосознания; что язык – это
«дом бытия» и что он несравненно более
мудр и могуч, чем пользующиеся им люди.
Не человек говорит с помощью языка, а
язык говорит с помощью человека. Клубок
шерсти, играющий с кошкой.
Герменевтический
круг: последовательно уточняемое
понимание части с позиций целого и целого
с позиций части (о необходимости такого
анализа говорил еще Шлейермахер). Более
точным геометрическим образом подобной
логической операции является не круг,
а спираль, возвращающая к чему-то прежнему,
но уже на новом уровне.Итак, чтобы понять
целое, необходимо понять (опираясь на
некое предпонимание) его отдельные
части; но чтобы понять отдельные части,
необходимо понять целое. Метод "герменевтического
круга" напоминает артиллерийскую пристрелку:
перелет; недолет; после корректировки
- снова перелет, но ближе прежнего; снова
недолет, но ближе прежнего и т.д. Нечто
подобное и в ситуации «герменевтического
круга»: через предпонимание отдельных
слов совершается понимание текста. Сами
слова уточняются через этот уточненный
контекст. Уточненные слова позволяют
еще больше уточнить целостный текст и
т.п.
Х.-Г.
Гадамер (1900-2002) разделяет основные
идеи Хайдеггера о понимании и языке. Критикует
наивность посылок немецкого идеализма:
а) наивность полагания; б) наивность рефлексии;
в) наивность понятия. Мировые смыслы раскрываются
не в монологе, а в диалоге, который является
сущностью языка. Не репродукция старых
смыслов, а продуцирование новых. Истолковывая
исторические события, можно становиться
соавтором текста, давая ему свою интерпретацию.
Пониманию предшествует предпонимание,
имеющее характер предрассудка (Гадамер
очищает последний термин от чисто негативного
значения). Интерпретация, по Гадамеру,
- это проникновение вглубь смысловой
структуры текста. Понимание обусловлено
рамками традиций, в которых допустимо
жить и мыслить. Человек не вне герменевтического
круга, а в нем самом.
Понимание
невозможно без сопереживания, сострадания (через
перевоплощение, воображение и интуицию). Прекрасно
сказал кинорежиссер Г.Козинцев: понять
– это не просто усвоить (дойти умом); понять
– это значит «почувствовать всем своим
существом так, чтобы всё иное стало стыдным,
невозможным».
Одухотворять можно и природу.
Скажи
мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы...
Философская герменевтика
Герменевтика (от Гермеса - толкователе
воли богов) означает "разъясняю",
"истолковываю".
Философская герменевтика провозглашается
универсальной философией нашего времени,
призванной дать ответ на вопрос, как возможно
понимание окружающего нас мира и как
в этом понимании воплощается истина бытия.
Этот вопрос рассматривается как основной
вопрос философии. Признанный лидер философской
герменевтики Ханс Георг Гадамер (р. 1900).
Герменевтику он рассматривает как практику.
Проблема языка. Язык - центр бытия человека
Мы окружены языком. Мир языка - мир, в котором
мы живем. Язык - человеческая коммуникация,
беседа, диалог. Смысл мира раскрывается
не в монологе, а в диалоге. Диалог - сущность
языка. Он самостоятелен, непредсказуем.
Особым видом диалога является философия.
Философия - и вопрос и диалог, беседа,
ничего не оставляющая без внимания, затрагивает
проблему причинности в истории. История
- дорога познания истины. Истина, нескрытость
языка, речи, понимания, раскрывается лишь
в процессе диалога.
Понятия язык, бытие, время, историчность
выступают у Гадамера как синонимы. По
мнению Гадамера, понимание задано традицией,
в рамках которой можно жить и мыслить.
Пониманию предшествует предпонимание.
Герменевтика не результат, а путь к знанию,
сама практика получения истины.
Понимание и интерпретация - два основных
понятия герменевтики.
Человек есть существо, бытие которого
заключено в понимании. Интерпретация
- проникновение вглубь смысловой структуры
текста.
П. Рикер поставил задачу разработать
своего рода обо6щающую концепцию (философскую)
человека XX века. Он исследует все значительные
- течения и направления XX века и стремится
согласовать их в многоплановой и многогранной
концепции феноменологической герменевтики.
Рикер переносит вопрос о герменевтике
в онтологическую плоскость. Он разрабатывает
ее как способ бытия. Он надеется преодолеть
крайности объективизма и субъективизма,
натурализма и антропологизма, сциентизма
и антисциентизма, противоречия между
которыми привели философию к глубокому
кризису.
Одной из главных проблем феноменологической
герменевтики является вопрос о человеке,
как субъекте интерпретации и об истолковании
как преимущественном способе включения
индивида в культуру как основу его деятельности.
Именно человек, как субъект культурно-исторического
творчества реализует связь времен.
Идею о троичности настоящего, которую
развивает Августин в "Исповеди",
П. Рикер считает гениальной. Идея герменевтического
круга (связи целого и части). Понимание
текста - движение по кругу, от целого к
части, от части к целому. Текст - это часть
во всем творчестве автора. Идея круга
предполагает, что надо иметь представление
о том, что нужно сделать.
Рикер предлагает "спиралевидную"
интерпретацию исторических текстов и
предпочитает говорить не о герменевтическом
круге, а о герменевтической дуге,
берущей начало в жизни:
1) происходящей в изучаемом произведении,
2) в жизни его читателя;
3) возвращающейся в жизнь дважды в произведении.
Этапы
герменевтического познания:
1) реконструкция действий и страданий
людей, связанных с глубиной их жизни,
2) способность автора воспроизводить
все это (средства представления),
3) восприятие произведения интерпретатором
(актуализация, выявление духовных ценностей
и идеалов).
Для герменевтики важно уяснить пересечение
мира текста и мира интерпретатора.
Один из наиболее ярких и оригинальных
мыслителей послевоенной Европы - Мишель
Фуко; необходимо с помощью герменевтики
изучать и усиливать разные формы индивидуального
опыта, чтобы узнать, можно ли мыслить
и делать иначе.
Литература:1)Хайдеггер
М. Работы и размышления разных лет. М.,
1993
Интернет- источники:
http://gendocs.ru (Лекции по истории и философии
науки - файл 50 Герменевтика.doc)