Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:05, реферат
Одним из крупнейших философов Нового времени был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Он был первым, кто поставил перед собой цель создать научный метод. Предметом философии, по Бэкону, являются Бог, природа и человек. Бэкон делает попытку радикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание.
Главные философские направления и системы Нового Времени
Одним из крупнейших философов Нового
времени был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Он был первым,
кто поставил перед собой цель создать
научный метод. Предметом философии, по
Бэкону, являются Бог, природа и человек.
Бэкон делает попытку радикально изменить
взгляд на философию, которую он рассматривает
не как созерцание мира, а как науку о реальном
мире, опирающуюся на опытное познание.
В соответствии с этой посылкой, английский
мыслитель предлагает по-новому определить
место и роль науки, в том числе и философии,
в жизни человека, которые сводятся к тому,
что с помощью науки человек может подчинить
себе природу и использовать ее для своего
благополучия. Бэкону принадлежат крылатые
слова: «Знание – сила». Воззрения Бэкона
правильнее было бы считать эмпиризмом,
то есть эмпирической философией, опирающейся
на опыт и эксперимент, которые выступают
главной основой нового взгляда на мир
и формирования нового научного метода.
Ф. Бэкон выдвигал на передний план индуктивный
метод научного познания, опирающийся
на результаты эксперимента. Индуктивный
метод включал в себя обязательное использование
человеческого разума при анализе эмпирических
фактов.
Путь к истине, по Бэкону, лежит через непрерывные
и постепенные обобщения частных фактов
к более общим положениям, а от них – к
общим аксиомам. Считал, что для постижения
истины необходимо освободиться от мешающих
этому «призраков» (идолов).
Был
глубоко верующим человеком, разделял
науку на теологию (занимающуюся изучением
высшего, познать которое невозможно умом,
а возможно лишь через божественное откровение)
и философию (изучающую природу с помощью
опыта и разума).
«Чтобы глубже проникнуть
в тайны самой природы… нужно без колебания
вступать и проникать во все такого рода
тайники и пещеры, если только перед нами
стоит одна цель — исследование истины.»
Рене
Декарт (1596—1650) — французский математик
и философ. Декарт ставил во главу всего
разум, а опыт считал лишь инструментом,
подтверждающим выводы разума. Критерием истины у него выступает
познающий разум , что позволяет мыслителю
сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно,
существую». Декарт придерживался рационализма (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому
основой познания и действия людей является разум.
Основной отправной точкой его философии
является понятие субстанции, разделяя субстанцию на два
вида: материальную, бесконечно делимую,
которую можно описать механическими
представлениями, и неделимую духовную,
постижимую только человеком, поскольку
лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции
обладают двумя главными атрибутами: протяженностью,
для материальной, и мышлением, для духовной
(идеальной). Духовный мир человека есть
нечто врожденное. К врожденным идеям
Декарт относит идею Бога и основы математики
и логики («две величины, равные третьей,
равны между собой», «из ничего ничего
не происходит»). Считает, что все сущее
создал Бог, но после создания он не вмешивается
в естественный ход истории.
Он утвердил в праве на самостоятельное
существование человеческое «Я», человеческое
мышление, независимое ни от чего, в том
числе от Бога. Человеческий ум, разум,
по Декарту, – это независимая ни от кого
и ни от чего субстанция. Ни Бог, ни вера, а человек, его
мысль является источником и средством
постижения знания.
Одно из центральных мест его философии
занимает проблема поиска истины и метода,
с помощью которого возможно получение
достоверного знания. В этом вопросе он
преодолел философский скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий,
исследующий) — философское направление,
выдвигающее сомнение в качестве принципа
мышления, особенно сомнение в надёжности
истины. Широко известно его знаменитое
рассуждение по этому вопросу, завершающееся
знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно,
я существую».
Томас
Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма ((от фр. sensualisme, лат. sen
В своем трактате «Левиафан»
сравнивает государство с этим библейским
персонажем, принижающим людей, ограничивающим
их потребности. Считает, что государство
было создано в результате общественного
договора, но потом отошло от людей и стало
над ними господствовать. Суть добра и
зла определяет государство, а остальные
люди должны этих критериев придерживаться,
поскольку деятельность государства должна
быть направлена на обеспечение блага
людей. Государство должно заботиться
об интересах и счастье народа.
Б. Спиноза (1632 — 1677). Он выделяет три рода знания.
Во-первых, знания, основанные на воображении.
Они представляют собой чувственный уровень
познания. Во-вторых, знания, опирающиеся
на ум и предназначенные для понимания
мира. Их образцом выступает математика.
И знание третьего рода — интуиция, которая
также противопоставляется чувственному
знанию. Причем интуиция у Спинозы — это
своеобразная интеллектуальная, рассудочная
деятельность, она дает возможность уму
непосредственно «схватывать» общие понятия,
содержание которых выражает подлинные
свойства вещей, их сущность. Свой метод,
или способ, построения знания, основанный
на абсолютизации элементарного математического
знания, Спиноза называл «геометрическим».
Субстанция понимается как некоторая
реальная основа конкретного мира, проявляющаяся
в самых различных формах существования
предметов и явлений. Спиноза считал,
что в основе мира лежит одна субстанция.
Поэтому его учение называется монистическим.
Бог у Спинозы сливается с природой, что
в истории философии называется пантеизмом.
. Конкретные вещи порождаются единственной
субстанцией, становясь ее проявлениями,
или модусами.
Дуалистический вариант создает в своей
метафизике Р. Декарт. Сотворенный мир
разделяется им на два вида субстанций,
лежащих в его основе: духовную и материальную.
Духовная субстанция неделима, вечна,
фактически это — мышление, от которого
производим все иные атрибуты (главные
неотделяемые свойства), называемые модусами
мышления, — чувства, воображение и др.
Идеи такой нематериальной субстанции
врожденные, они присущи мышлению и не
могут быть приобретены в опыте. К ним
относятся прежде всего идея Бога, идеи
чисел, ряд общих понятий и пр. Материальная
субстанция, напротив, бесконечно делима,
и от нее производны модусы протяжения
— геометрические и физические свойства
мира. Соответственно все знания о мире,
развивающемся по естественным законам,
могут быть приобретены в результате опытного
знания.
Г.-В. Лейбниц (1646 — 1716) развивает учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Понятие субстанции у него приобретает плюралистический (множественный) характер, и он трактует ее как особую духовную единицу бытия (монаду). Поэтому его метафизика иногда называется монадологией. Монады просты, лишены частей — это некие непространственные, духовные точки, которые присущи конкретным индивидуальным вещам. Некоторые монады обладают памятью и более отчетливы, их можно назвать душами. Душа — это начало, объединяющее человека с животным миром, некая первичная активная сила. Поскольку душа целостного организма неуничтожима, стареет и умирает лишь телесная оболочка, конкретная форма жизненного организма, то она реализует свои устремления согласно определенным целям, целесообразно (подобные концепции в философии называются телеологизмом).
Джон Локк - британский философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии(обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание). Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Философы французского
Просвещения — Б.Паскаль, Ф. М. Вольтер , Ш. Монтескье
, Ж.-Ж. Руссо , Ж. Ламетри , П. Гольбах ,К.
Гельвеции , Д. Дидро — дают в основном
материалистическое и рационалистическое
решение основных проблем философии и
вносят в ее классический образ особую
просветительскую тенденцию, которая
основывается на идее особой роли знаний
в социальном развитии. Такую установку
можно обозначить как просветительский
«рационализм». С их точки зрения мир представляет
собой единое целое, связанное разумными
законами, прежде всего законами механики.
«Просветительский атеизм» базировался
на тезисе о «случайном и неслучайном»
возникновении религии. «Случайность»
возникновения связана с тем, что она есть
продукт страха человека перед непонятным
и неизведанным. «Неслучайное» же возникновение
религии обусловлено тем, что она определена
социальными и культурными обстоятельствами,
т.е. могла возникнуть лишь в прошлые невежественные
времена. ………………………………..
Джордж Беркли (1685 –1753 гг.)
Философ пишет, что все, что существует
– единично. Общее существует лишь как
обобщенный наглядный образ единичного. Абстрагирование,
отвлечение, по мнению Беркли, невозможно
потому, что качества соединены в предмете
неразрывно. Человеческий ум может рассматривать
отдельно от других только такие качества,
с которыми они соединены в каком-то предмете,
но без которых они могут в действительности
существовать.
Учение
Беркли в решении основного мировоззренческого
вопроса – это не просто идеализм, а субъективный
идеализм. Беркли утверждает, что главной
ошибкой философов до него было то, что
они резко противопоставляли друг другу
существование самое по себе и существование
в виде восприятия. Он стремится доказать,
что существование как таковое и существование
в восприятии тождественны: “Существовать – значит
быть воспринимаемым”. Из этого логично
следует утверждение, что непосредственными
объектами нашего познания являются не
внешние предметы как таковые, а лишь наши
ощущения и представления, и, следовательно,
мы в процессе познания не способны воспринимать
ничего, кроме наших собственных идей.
Британский философ Давид Юм (1711 – 1776 гг.) представитель агностицизма((от
Юм был сторонником эмпиризма. Основой
всего процесса познания, с его точки зрения,
является опыт. Юм утверждает, что человеческому уму
недоступно ничего, кроме образов и восприятии.
То, что стоит за этими образами и восприятиями,
с точки зрения Юма, не поддается рациональному
обоснованию.
Юм
осмысливает опыт, в значительной мере,
как процесс. Однако структура опыта в
концепции Юма имеет ряд особенностей.
Основными элементами опыта, по Юму, являются
восприятия (перцепции), которые состоят
из двух форм познания: впечатлений и идей.
На вопрос о том, существует ли внешний
мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что
внешний опыт не может быть критерием
истинности знания, поскольку он лишь
«поток впечатлений», в котором нельзя
строго выявить причину и следствие.
Он
утверждал, что источником нашей уверенности
является не теоретическое знание, а вера.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Едва ли не главное место в немецкой классической
философии занимает Г. В. Ф. Гегель(1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам
рассматривал все реальное в его стремлении
стать философией, чистым мышлением. На
природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую
сбрасывает в своем движении змея абсолютной
диалектики». Усматривал во всех вещах
«мировой разум», «абсолютную идею» или
«мировой дух», целью которого является
самосознание, проходящее три основные
стадии: пребывание абсолютной идеи в
собственном логове, её проявление в «инобытии»
в виде явлений природы, анализ и обобщение
в мышлении человека. Огромной заслугой
Гегеля является введение в философию
таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.
Занимался также исследованием проблемы
разума в истории. Преследуя свои цели,
говорил Гегель, человек по дороге создает
нечто, от этих целей не зависящее, с чем
он потом должен считаться как с предпосылкой.
Таким образом по Гегелю случайность превращаетс
Информация о работе Главные философские направления и системы Нового Времени