Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 23:44, реферат
Существование глобализации как явления само по себе не вызывает сомнений и никем не оспаривается. Однако определение глобализации представляет немалые научные трудности, усугубляемые политическим звучанием проблемы, стоящими за ней беспрецедентными по масштабу и концентрации интересами, как материального, так и в не меньшей степени идеологического характера. Наличие заинтересованности в глобализации неоколониалистами, обусловливает намеренную переоценку реального значения глобализации в современном мире. Данное утверждение не следует понимать как отрицание самого явления и его значимости: то и другое объективно присутствует, однако искусственно и однобоко раздувается в угоду крайне эгоистическим финансово-экономическим и идеологическим интересам.
- Современные глобалистские теории.
Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к «втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций». Неизменно подчеркивая экономические основы происходящих сегодня в мире глобальных изменений, разные авторы (Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек, С. Леш, Дж. Ури). выделяют различные аспекты глобализации, например: организационно-управленческий, экономический, технический, пространственный, культурный, политический.
Показательным
в данном контексте является понимание
современного этапа глобализации, предложенное
Энтони Гидденсом, который определяет
его как “интенсификацию
- Идеи становления
единой модели глобальной
В основе данной
парадигмы лежат концепции
Основными вехами данной парадигмы считаются «Теория общественно-экономической формации» К. Маркса и идея индустриального и постиндустриального общества с их общей евро – американо - центристской направленностью (У. Ростоу, Д. Белл, К. Гелбрейт, А. Турен). Необходимо отметить и «Волновую теорию» глобальной системы А. Тоффлера - аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации, с их столкновениями в современной эпохе.
Сторонники идеи становления единой модели глобальной системы видят в глобализации современную стадию процесса интеграции мира, формирования целостной человеческой цивилизации, предвестие глобального гражданского общества и начало новой эры мира и демократизации.
- Концепции основанные на итогах XX века в макросоциальном измерении.
XX в. открыл нам одну неопровержимую истину - невозможность существования одной универсальной цивилизации. XX век можно охарактеризовать как последнее предупреждение цивилизации потребления, «кризис» революций, преобладание демократий «меньшинства».
В 80-годы успех в “холодной войне” определил два отправных пункта для идеологов Евро - Атлантической цивилизации:
- представление
о том, что цивилизационный
образ “условного Запада” стал
в мире определяющим для
- существование
в современном мире множества
цивилизаций, которые еще
Кризис человеческой цивилизации, конфликт цивилизаций – это основные положения, высказанные С. Хантингтоным в своей книге «Столкновение цивилизаций», явившейся первая пробой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века. Слова американского политолога основанные на событиях XX столетия «Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром"» стали пророческими. [24]
А как показали первые два десятилетия XXI в. вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной международной политике, насаждаемой мировому сообществу американским правительством.
- Теории модернизации и глобализации.
Основными идеями данного подхода являются - модернизм как теория и метод изучения современного общества, противостоящего «традиционному» и модернизация как глобальные перемены, связанные с индустриализацией, урбанизацией и рационализацией. Постмодернизм выступает как глобализирующий фактор, как «строитель» «информационного общества», «технотронного общества»,- отмечал Зб. Бжезинский. [2] В то же время Э. Че Гевара с его контрмодернизмом «как идеологией мировой социалистической революции» отстаивал право на существование не захваченных глобализацией систем.
Торжество категории "глобализация" как максимы практически необратимого конструктивного движения человечества к новому мировому порядку практически наступило, но, по моему мнению, неоднородность, противоречивость и свойственность человечеству к постоянной изменчивости, либо трансформируют насажденный с помощью капитала мировой порядок в сторону увеличения роли национального и личностного, либо глобализация под веянием истории постепенно сойдет на нет.
§I.2 Основные аспекты сущности глобализации
Существует множество попыток дать краткое, но емкое определение глобализации, и пока прийти к общему знаменателю не удается. Однако для многих приемлемо понимание современной глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, как “интенсификацию всемирных отношений, связывающих отдаленные друг от друга места таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за многие мили отсюда, и наоборот”.[15]
Следовательно,
в широком смысле речь идет о «растущей
взаимосвязи и
Объективное же
содержание глобализации составляют разнородные
по их происхождению, сферам проявления,
механизмам и последствиям процессы,
что позволяет и требует
- появление первых субъектов мировых экономики и политики (транснациональных корпораций; государств; межправительственных организаций), сочетание интересов, способностей и возможностей которых требует от них и позволяет им действовать глобально в одной или нескольких сферах жизнедеятельности на повседневной основе (как "субъектов глобальных отношений");
- развитие всех
и всяческих коммуникаций, инфраструктур
и отношений, которое ведет
к такой степени социальной
взаимосвязанности и
- стабильные, долговременные
отрицательные экологические и
иные последствия
- трансформационные
процессы в международном
Но все это - лишь зримая часть явления глобализации, основу которого образуют, как представляется, единство капитализма в его наивысшей к настоящему времени стадии развития, техносферы как наивысшего материального результата всей предшествующей эволюции капитализма и начавшихся процессов функциональной стратификации государств в зависимости от того, какое место они занимают в системе обеспечения потребностей техносферы.
Главным итогом
XX в. и всего развития цивилизации
за все время ее существования
стало пришедшееся именно на XX столетие
становление техносферы как искусственной
среды жизнедеятельности
Техносфера служит материальной основой явления и процессов глобализации в нескольких отношениях. Она возникает на базе уже достаточно масштабных и развитых международного разделения труда, кооперации, интернационализации различных видов деятельности. Она вызывает к жизни и развивает новые глобально взаимосвязанные виды и типы деятельности во всех сферах экономики, науки, культуры; порождает необходимые ей финансовые потоки, организационные структуры, не останавливаясь перед границами государств; делает глобально ощутимыми многие традиционные проблемы (ибо культура субъектов становится важным фактором функционирования и надежности техносферы); рождает свои специфические экологические и иные глобальные последствия.
Она ведет к закрепление иерархии государств по их месту в системе функциональных связей техносферы с внешним для нее миром; меняет место государства во всем описанном комплексе отношений, включая международно-политические, встраивая государство в новую для него систему глобальных связей и зависимостей, размывая традиционный суверенитет государства и дополняя его регуляцией по "вертикали" от внутригосударственных - района, региона - через само государство - к региону международному, к межгосударственной интеграции и к глобальному регулированию.
Полагая последнее более вероятным, сущность глобализации как явления правомерно, видимо, усматривать в том, что она объективно вплотную подводит человека к неизбежности необратимой смены среды обитания и жизнедеятельности с естественной на искусственную. Подводит и тем, что создает необходимые для этого познавательные, технологические, материально-культурные заделы. И тем, что все более сильно и необратимо разрушает естественную экологию Земли, исчерпывает исторически наиболее доступные человеку природные ресурсы Планеты. [9]
Соотношение объективного
содержания явления глобализации и
представлений о нем
Пока в восприятии и понимании глобализации доминируют факторы политико-идеологического порядка.
Идеологически явление глобализации во многом воспринимается через призму глобализма - конгломерата воззрений, сводящегося в целом к подчеркиванию роли и значения глобальных начал в жизни современного человечества и видящего в этих началах исключительно или почти исключительно позитивное содержание. При этом остаются в стороне конкретные вопросы социально-политической организации, а также содержания таких начал: глобальное рассматривается как самоценность и средство решения накопленных в мире проблем.
Политический глобализм во многом питается представлениями идеологического характера, опираясь на интересы и возможности государств и группировок, более других выигрывающих от современных процессов глобализации, прежде всего в финансово-экономической их части.
Такой глобализм отражает интересы США, современного капитализма. Выгодные Западу проявления, тенденции глобализации представляются как универсальный мировой процесс, неотвратимость коего не должна вызывать возражений. По сути политический глобализм - выражение и оформление новейшей волны капиталистической колонизации (более ранними волнами стали географическая экспансия капитализма - классический колониализм; и неоколониализм 1950-1970-х годов как завершение формирования мирового капиталистического хозяйства).
Информация о работе Глобализация современного мира: сущность и основные направления