Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:29, реферат
Проблема философского анализ глобальных проблем современности рассматриваеться в книге Печчеи Аурелио «Человеческие качества», а так же в книге Чумакова А.Н. «Философия глобальных проблем» и др.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Названия основной части отображают ее содержание.
Введение. 3
Глава 1. Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация. 5
1.1. Классификация глобальных проблем. 5
1.2.Причины глобальных проблем. 6
Глава 2. Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи. 8
2.1. Восемь грехов Конрада Лоренца. 8
2.2. Взаимосвязи глобальных проблем. 11
Глава 3.Роль философии в решении глобальных проблем. 13
3.1. Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем. 13
3.2. Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 19
2.2. Взаимосвязи глобальных проблем
Все глобальные проблемы находятся
в сложной взаимосвязи и
При выявлений взаимосвязи
Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др.
Все эти проблемы действительно
имеют широкий ареал
В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.[5]
Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими.
Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные.
Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра.
К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.
Общие подходы в анализе и решении глобальных проблем отнюдь не исключают различие вариантов конкретных путей и способов их решения.
Глава 3.Роль философии в решении глобальных проблем
3.1. Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем
Факт того, что философия
призвана сыграть решающую
Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это "социальный цемент", существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития.
С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом — верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм — это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав.[6]
Так, О. Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою моральную функци.
Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции .
Как заметил Г. Херц, «философия способна
развивать планетарное
Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории.
Так, М. Месарович — видный деятель Римского клуба — международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, — в одном из своих докладов (Ганновер,1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:
© снижение роста численности населения Земли;
© сокращение использования невозобновляемых ресурсов;
© уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
© уменьшение неравенства;
© устранение голода и бедности.[8]
При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать.
По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить.[9]
Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.
3.2. Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем
Согласно В.В.Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности связанных со большим потреблением ресурсов.
В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека.
Потребности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в исследовании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой.
В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П. А. Сорокиным.
П. А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П. А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе.
П. А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха.[10]
Преодоление глобальных проблем В.Зубаков, С.А.Лебедев, Н.Н.Моисеев В.В.Миронов, В.Л.Калашников связывают с разработкой общей теории гармонизации взаимодействия природы и общества - теории ноосферогенеза.
Она призвана определить общие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества и перспективы его развития. В фундамент этой теории закладываются точные, естественные и гуманитарные науки, на основе которых будут разрабатываться принципы ноосферогенеза, осуществляться поиск пути в эпоху ноосферы.
Как отмечают С.А.Лебедев, В.Л.Калашников, Н.Н.Дунаева, А.Г.Спиркин сегодня распространен взгляд на философию как на теоретическую форму мировоззрения и как на науку, призванную решать различные мировоззренческие проблемы, делая «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения.[11]
Именно философия призвана конструировать все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество в будущем.
Заключение
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.
Философия играет важную роль в определении путей решения глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения она активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления и развития, а также пути их решения.
Список литературы
1. Дунаева Н.Н. Философия.
2. Калашников В.Л. Философия. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997г.
3. Лебедев С.А. Философия
4. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Универс, 1994. - 272 с.
5. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. "Экология и жизнь" №2-3 1997г.
6. Месарович М. Современные
7. Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарики, 2004г.
8. Фролов И.Т. Сущность и
9. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные
проблемы современности:
10. Чумаков А.Н. Философия глобаль
Информация о работе Глобальные проблемы современности и их философская интерпретация