А́тман (санскр. आत्मन्, ātman IAST, «самость, дух», высшее «Я») — одно из
центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность.
Абсолют, осознающий своё собственное
существование.
А́стика (санскр. आस्तिक) и На́стика (санскр. नास्तिक) — технические термины в индуизме,
используемые для классификации философских
школ (даршан) в соответствии с занимаемыми этими
школами позициями по отношению к авторитету Вед. Название происходит от санскритского
глагола (асти — существует, насти — не
существует). По одной из самых ранних
формулировок («Законы Ману», II. 3), «последователь настики — это
тот, кто не признает авторитета Вед».
Абсолют, абсолютное (лат. absolutus — безусловный, неограниченный,
безотносительный, совершенный) — первооснова
мира, первоначало всего Сущего, вечное
и неизменное, которое понимается единым,
всеобщим, безначальным, бесконечным и
в свою очередь противостоит всякому относительному
и обусловленному Бытию.
Брахма́н (санскр. ब्रह्मन् от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить,
разум»; первоначально — «молитва») — в
индийской идеалистической философии (как в ведийской вообще, так и в йоге в частности) — понятие, обозначающее
надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma,«Учение Просветлённого»;
кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. вДревней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни
«Бхагава́д-ги́та»,
или просто «Гита» (санскр. भगवद् गीता, Bhagavad Gītā IAST«Божественная песнь» или «Песнь Господа») — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты», состоит из 18 глав и 700 стихов. Является основой индуистской философии.
Система вайшешики (санскр. वैशेषिक, vaiśeṣika IAST, «отличный, выделяющийся») — одна из
шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья,Ньяя, Вайшешика). Она была основана мудрецом Канадой (III—II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука.
Вайшешика получила свое название от слова
вишеша, что означает особенность. Прозвище
Канада означает пожиратель атомов.
Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник
самых древних[1]священных писаний индуизма на санскрите
Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются
как молитвы и используются в различных
религиозных ритуалах. Основной частью
Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы,араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями
к ведийским самхитам.
Джайни́зм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.[2][3]; согласно самому учению, джайнизм
существовал всегда. Основателем (или
же, согласно другим версиям, известным
рассказчиком более старых традиций) учения
считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира.
Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность
различных духовных, психических и физических
практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма
с целью достижения индивидуумом возвышенного
духовного и психического состояния
Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние»,
от санскр.कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных
понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон,
согласно которому праведные или греховные
действия человека определяют его судьбу,
испытываемые им страдания или наслаждения.
Локаята (также чарвака, санскр. चार्वाक) — материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считаютатеистической.
Миманса или мимамса («исследование») — одна из ортодоксальных
школ индуистской философии. Иное название — пурва-мимамса (точный
первод «первая мимамса» или «первое исследование»,
в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее
исследование»).
Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие
в индийской религиозной
мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую
роль в буддизме
Система ньяйи (санскр. न्याय, nyāya IAST, «закон, правило») — одна из шести главныхтеистических школ индийской философии (миманса , веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика)
У-вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi) — созерцательная пассивность. Это
слово часто переводится как «недеяние»,
другим вариантом перевода является «немотивированность»
или, согласно И. А. Арсееву, «спонтанность».