Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 11:05, контрольная работа
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) или теория познания философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Изучает проблемы природы познания, его возможности и границы, исследует условия достоверности знания, рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту), а в общем понятии познание человеком мира и самого себя. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта
Задание № 1
1. Гносеология как философская дисциплина. Направления в теории познания: догматизм, скептицизм, агностицизм.
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, logos - учение) или теория познания философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Изучает проблемы природы познания, его возможности и границы, исследует условия достоверности знания, рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту), а в общем понятии познание человеком мира и самого себя. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. А другая проблема - проблема истины.
Современное положение дел
в гносеологии характеризуется
усилением роли субъекта. Одно
из новых направлений –
Во все времена люди стремились познать себя, окружающий мир и общество. Однако с появлением философии, а затем и других наук начался прогресс в области познания, результаты которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации. Теория познания возникла уже в античной философии: Сократ учил, что подлинное знание нужно отличать от мнения, что знание выражается в понятиях; Платон считал, что истина есть постижение вечных и неизменных идей; Аристотель построил целостное учение о познании, разработал логику как науку о формах правильного мышления. Существуют несколько направлений в теории познания: догматизм, скептицизм, агностицизм.
Догматизм философский
Скептицизмом называется одно из основных философских направлений, противоположное догматической философии и отрицающее возможность построения философской системы. Концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Скептицизм получает наибольшее распространение в те периоды развития общества, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились. Первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.
Агностицизм философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Агностицизм - принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей. Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов. В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира.
Литература:
2. Средневековая философия: патристика.
Средние века - это период
полного господства феодализма,
крепостничества и
Патристика (лат. pater отец) возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества.
В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является общим достоянием всего христианского сообщества.
Развитие патристики
1. РАННЯЯ ПАТРИСТИКА (кон. 1—3 в.): протодогматический период делится на два этапа. К первому (кон. 1 в. — 2-я пол. 2 в.) принадлежат апостольские отцы и апологеты. В сочинениях апостольских отцов, тесно связанных с кругом представлений Нового Завета, лишь приблизительно намечены основные пункты будущего теоретизирования. Апологетика, находившаяся под влиянием стоического логоцентризма, сделала первые шаги к построению христианской теории. К этому же этапу относятся влиятельные гностические учения 2 в. Составляющая второй этап философская теология (кон. 2— 3 в., Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген) начинает освобождаться от влияния гностицизма и переходит от «чистой» апологетики к построению универсальных теологических систем. Параллельно начинается смена философских парадигм: с Оригеном на Востоке стоицизм уступает место платонизму; аллегорический метод толкования Писания получает статус герменевтической нормы. Вместе с тем ряд представителей западной патристики (Киприан, Арнобий, Лактанций) еще остается под влиянием апологетической традиции. Патристика институционально оформляется в первых теологических школах — Александрийской и Антиохийской.
2. ЗРЕЛАЯ ПАТРИСТИКА (4—5 вв.): классика
теоретизирования и оформление
догматики. В 1-й пол. 4 в. христианство
становится государственной
3. ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (6-8 вв.): кристаллизация
догматики. Теоретико-догматическая
сторона патристики
Литература:
3.Мысли и работы Августина Аврелия (
Крупнейшим
Сам он говорит в "Исповеди" о том периоде своей жизни, когда, уже освободившись от манихейства, он еще не обратился в христианство : "Пытаясь вывести строй моей мысли из пучины, погружался вновь, и часто делая усилия, я погружался опять и опять". Единственное, что подымало его к объективному свету Божию, рассказывает он, было то, что воля была для него столь же достоверна, как и его существование. И аргументы скептиков никогда не могли поколебать этой внутренней достоверности самосознания. Но в самой своей воле он находил одно внутреннее противоречие, один безысходный разлад. "Ибо эта воля, причина моего греха, но я сам не хочу греха и делаю то, что ненавижу. Делая грех невольно, я скорее терплю его, чем делаю.", и, следовательно, это состояние несвободы есть скорее наказание, чем вина, притом наказание, которое я терплю справедливо.
Но помимо собственных
Аврелий Августин ставит
перед собой смелые
Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. Следовательно Бог не мог создать мир ни раньше ни позже чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.
В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в связи с глубиной воспоминания. Ни что иное, как память несет слова и образы вещей. Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам облик будущего. Следовательно, говорит философ нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью и впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в своей душе.
Более отчетливо, чем философы античности, Аврелий выделяет понятие пространства, которое тогда в основном называлось местом. «Для него так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не совпадающим с границами тел.
Рассуждения Аврелия
Читая "Исповедь" Августина,
чувствуется, как перед нами разверзается
бездонная глубина