Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:17, реферат
Философское мировоззрение Николая Александровича Бердяева (1874—1948) выходит за пределы как метафизики всеединства, так и спекулятивных построений на почве идеологических игр. Сам мыслитель характеризовал его как «философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую».
Министерство сельского хозяйства ФГБОУ ВПО
Оренбург ОГАУ
Институт управления
Реферат по дисциплине философия на тему: Г.Плеханов и Н. Бердяев о свободе и необходимости
Выполнила студентка 11УП: АхмероваЛ
Проверил преподаватель : Танаев
Философское
мировоззрение Николая
Центральное место в ней занимает учение о свободе человека, которая разворачивается как историческая драма борьбы природного и духовного начал в человеке и его истории. «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Весь мир — ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Человек переживает агонию, и он хочет знать, откуда он пришел и куда он идет».
Для обоснования
своих философских построений Бердяев
обращается к христианскому вероучению,
видя в нем метафизическое выражение
подлинной теогонии мира, тайну которой
он стремится разгадать и
Перед Бердяевым, как христианским философом, не мог не встать вопрос об основании сотворенного Богом, мира, в который вкоренен человек. Ответы ортодоксального богословия не могли устроить его. Возникновение бытия не может быть выведено из чего бы то ни было уже сущего. В этом случае сотворение мира было бы лишнего творческого начала, а мир — принципиальной новизны.
Отталкиваясь от учения немецкого мистика Я. Бёме о существовании предвечного ничто или бездны , которая характеризует первоначальный хаос, находящийся в состоянии напряженной борьбы и мук, Бердяев разрабатывает идею «безосновности», или «меональности» мира и ничем не ограниченной свободы человека. Сотворению мира предшествует предвечное ничто, бездна, из которой в вечности рождается Св. Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой. Из бездны же, с ее молчаливого согласия, Бог — творит мир.
Но и по сотворении мира бездна сосуществует с Богом, т.е. творение остается незавершенным. В этом кроется тайна свободы человека и задание на его сотворчество с Богом. Вслед за Вл. Соловьевым Бердяев исходит из того, что Бог и человек возникли одновременно и местом их встречи стало духовное поприще. «Бог возжелал своего другого и ответной любви его». Так произошло творение мира, средоточием которого изначально был человек. Но одновременно в результате этого миротворения и безличное божество стало Богом.
Возникновение Бога и мира не отрицает и не исчерпывает бездны. Она как метафизическая тайна окружает первозданный мир, ужасает и одновременно прельщает человека заглянуть в нее и реализовать таящиеся в ней возможности свободы. Поэтому свобода предполагает и свободу зла. Более того, она именно зло и предполагает, ибо добро изначально присуще духовности человека.
Итак, человек не только результат божественного творения, но и дитя предвечной свободы, без которой он не был бы богоподобным. Он должен на собственном опыте вкусить все соблазны и тяготы свободы, ответственность за нее перед собственной совестью и перед Богом. Первым результатом испытания свободой стало, согласно Бердяеву, выпадение человека из царства духа в «Объективированный» и тем самым искаженный, «падший» мир. «Объективация» является одной из центральных категорий метафизики Бердяева.
По своему смыслу она близка таким достаточно распространенным в гегелевской и марксистской философии понятиям, как «отчуждение» и «опредмечивание». Вот одно из наиболее эмоционально-образных определений объективации, данных самим мыслителем. «Мир объективации есть падший, мир заколдованный, мир явлений, а не существующих существ.
Георгий Валентинович Плеханов
(1856-1918) - один из основателей РСДРП,
деятель российского и
Г.В. Плеханов называл вопрос о свободе
и необходимости «старым, но вечно новым»,
возникавшим практически перед всеми
философами и «как сфинкс», говорившим
каждому из мыслителей: «разгадай меня,
или я пожру твою систему»3. Но здесь говорится
лишь о малой частице проблемы свободы:
о свободе и необходимости. ¦ Действительно,
большинство философов занималось тщательным
исследовани-
ем свободы и необходимости. Среди отечественных
обществоведов бытует мнение, что истинно
диалектический взгляд на соотношение
общества и личности, на роль личности
в истории наиболее тонко и полно выражен
Г.В. Плехановым в его известном труде
«К вопросу о роли личности в истории»
(1898).
В настоящее время в мире происходят постоянные
изменения стратегий и методов, и проблематика
данного исследования по-прежнему несет
актуальный характер. Представляется,
что анализ темы «Г.В. Плеханов о роли личности
в истории» достаточно актуален и представляет
научный и практический интерес. Согласно
Плеханову, марксистское понимание истории
не терпит фатализма, а требует вмешательства
из понимания революционной необходимости.
Неверно понимать инициативу как противоположность
закономерного развития исторического
процесса, истинная свобода —
это ставшая идентичной с необходимостью
свобода. Основой исторического движения
является развитие средств производства,
которое в каждом народе происходит в
особенной ситуации, которая, в свою очередь,
может и должна изменяться под влиянием
отдельных, частных причин и личных решений.
Противопоставление понятий "свобода"
и "необходимости" как философских
антиномий, отрицание или подмена одного
из них другим свыше двух тысячелетий
были камнем преткновения для мыслителей,
так и не находивших удовлетворительного
решения проблемы. "Старый, но вечно
новый вопрос о свободе и необходимости
возникал перед идеалистами XIX века, как
возникал, он перед метафизиками предшествовавшего
столетия, как возникал он решительно
перед всеми философами, задававшимися
вопросами об отношении бытия к мышлению"
(Плеханов).
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а "воздаяние по заслугам" превращается либо в произвол, либо в лотерею.
Решение антиномии "свобода иди необходимость" в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иные философы - к эссенциализму (от лат. essentia - сущность) или экзистенциализму (от лат. existentia - существование), то есть от того, что для них было первичным, исходным - сущность или существование. Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь проявлением, конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее; придерживавшиеся же второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость третировали как абстрактное понятие. В существовании человек обретает сущность, до существования нет никакой высшей природы (человек - возможность) и предназначения (предопределения) человека.
Свобода выбора занимает такое же центральное место в общественном прогрессе, какое занимает естественный отбор в биологической эволюции, а именно: оба они выполняют роль основного движущего фактора в поступательном развитии, только в первом случае - общества, во втором - живой природы. Вместе с тем в механизме их действия имеется важное, принципиальное различие: в процессе естественного отбора биологический индивид является объектом действия законов эволюции, выживания наиболее приспособленных к окружающей среде организмов, тогда как свобода выбора предполагает, что социальный индивид, личность выступает субъектом общественного процесса, воспринимающим достижения материальной и духовной культуры человечества. В ходе естественного отбора биологические преимущества индивидов передаются лишь их непосредственным потомкам. Благодаря же свободе выбора достижения отдельных индивидов в самых различных сферах деятельности - накопление знаний, изобретение, практический опыт, нравственные и духовные ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ.
Информация о работе Г.Плеханов и Н. Бердяев о свободе и необходимости