Гуманизм и Пантеизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:36, доклад

Описание работы

Еще творили выдающиеся схоласты, еще средневековье не исчерпало себя окончательно, а уже рядом и параллельно с этим зародилась иная культура и философия, основанная на стремлении к античному идеалу. В качестве самостоятельного культурного феномена это стремление оформилось в Италии XV века. Именно в Италии берет свое начало Возрождение, которое затем распространилось по всей Европе.

Файлы: 1 файл

гуманизм и пантеизм.docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика эпохи

 

Еще творили выдающиеся схоласты, еще средневековье не исчерпало  себя окончательно, а уже рядом  и параллельно с этим зародилась иная культура и философия, основанная на стремлении к античному идеалу. В качестве самостоятельного культурного  феномена это стремление оформилось в Италии XV века. Именно в Италии берет свое начало Возрождение, которое  затем распространилось по всей Европе.

Впервые термин «Возрождение»  появился у известного живописца  и архитектора XVI века Джорджo Вазари (1511—1574). В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он характеризует словом «rinascita», что с итальянского переводится как «возрождение», состояние современного ему искусства. Но широкое хождение в качестве названия целой эпохи французское слово «renessance» получило в начале XIX века.

Чаще всего выделяют классическое итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии  Возрождения находится человек (антропоцентризм), его творческая мощь. Сохраняя сходство со средневековьем в проблематике и  риторике, Возрождение трансформирует фундаментальные представления  о Боге, человеке, его душе. Гуманистический  пафос этой эпохи служит преодолению  средневекового теоцентризма. От теизма и теоцентризма философия Возрождения движется в сторону панентеизма, пантеизма.

Эпоха Возрождения отличается приматом городской жизни над сельской. Здесь перед нами начало новой городской цивилизации. И эта цивилизация уже не знает той строгой регламентации жизни и деятельности ремесленника, которое было в корпоративно-сословных объединениях средневековья. С технологической точки зрения Возрождение еще не знает фабрики с ее системой машин. В этом плане мануфактура — это всего лишь расчленение процесса труда на элементарные, не требующие особой подготовки, операции. Но в общекультурном смысле переход к мануфактурному производству означает освобождение труда от средневековой регламентации. А это дает толчок изменению всей системы взаимоотношений в обществе, всей ткани социальных взаимодействий.

Борьба городов за политическую независимость от феодальной знати  сочеталась с борьбой идеологической. Именно горожане позднего средневековья  создавали вольные университеты как центры светской культуры. Так  уже в XII — XIII веках в Европе, и  прежде всего на юге Европы в Италии, начался процесс секуляризации  — освобождения социальной и культурной жизни от влияния церкви. Безусловно, он нашел свое проявление и в области  философии. Хотя нельзя забывать, что  процесс этот был долгим и постепенным.

Разговор о социокультурных  основах философии Возрождения  требует указать еще на одно явление  всемирно-исторического порядка. Дело в том, что в XV веке в Италии зарождается  интеллигенция. И прежде всего она  возникает не как научно-техническая, а как художественная интеллигенция. «Интеллигенция» происходит от латинского слова «знающий», «понимающий», «разумный». Причем в наши дни это слово  имеет два значения. С одной  стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в соответствии со своим образованием и социальным статусом, занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая задает ему  нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство.

Именно в качестве такого неформального объединения творческих людей и возникла интеллигенция  в эпоху Возрождения. Надо сказать, что в городах позднего средневековья  уже были люди, занимавшиеся преимущественно  умственным трудом. К ним относились преподаватели университетов, юристы, врачи и многие другие, вплоть до астрологов. Но каждый из них принадлежал  к своему цеху, корпорации, строго следуя предписаниям, и в этом смысле ничем  не отличался от ремесленников и  других представителей физического  труда. Ведь только цех и корпорация могли выдать диплом и присвоить  звание, без которых невозможно было заниматься своим делом.

В противоположность этому, первых европейских интеллигентов  объединяли не профессиональные обязанности  и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, принято называть «гуманизмом». При  этом поэт Петрарка и философ Фичино были священнослужителями, поэт Ариосто служил в военной администрации, автор знаменитого произведения «Государь» Макиавелли был чиновником коммуны. Но каждый из названных гуманистов прославился как раз тем, чем занимался на досуге, общаясь со своими единомышленниками из самых разных слоев итальянского общества.

Новый тип гуманистического общения уже не регламентирован  сословными рамками. Люди низкого происхождения  вступают в спор на философские, литературные и политические темы с представителями  высших сословий. Иначе говоря, в  культурном пространстве художественной мастерской рушатся сословные рамки. Именно так Возрождение закладывает  основы для теории и практики гуманизма  — начала европейской светской культуры современного типа.

Рождение интеллигенции  во многом связано с выделением из ремесленных цехов свободных  художественных мастерских, которые  как раз и становятся центрами нового гуманистического общения. При  жизни одного поколения происходят столь разительные перемены, что  даже отец Микеланджело не мог понять, чем его сын отличается от каменотеса и отчего пользуется таким уважением. Рафаэль, Микеланджело, другие деятели  Возрождения живут уже преимущественно  за счет занятия искусством. Они  становятся очень богатыми и знатными людьми. К дружбе с ними стремится  знать. Когда умер Донателло, то его  хоронил весь город. Его гибель воспринималась как национальная трагедия.

Следует подчеркнуть, что  самооценка первых европейских интеллигентов  совпадала с внешней оценкой  их роли в итальянской и мировой  культуре. К XV веку большинство из них  уже отличалось обостренным личным достоинством и огромным честолюбием. Выражалось это часто в парадоксальной форме. Так Микеланджело, разговаривая с римским папой, не снимал своей  войлочной шляпы. Ему также приписывали  жалобу на то, что папа ему иногда докучает и сердит его.

С появлением интеллигенции  во Флоренции, Венеции, Падуе и других итальянских городах XIV—XV вв. заявляет о своем существовании активное и грамотное городское большинство. И как раз в античной культуре эти люди видят образец для  подражания. Античной культуре подражают во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей. Выдающимися деятелями Возрождения античность воспринималась как далекая родина. Существуют свидетельства, что некоторые из них облачались в античные одеяния перед тем, как приступить к чтению классиков. Эти люди были талантливо помешаны на старине, превращая античность в стиль своей жизни и общения.

Тем не менее, время уже  было другим. Это было эпоха, которая  под маской древности созидала новую  культуру и новый тип человека. Культ человека и его творческих деятельных способностей, которым отличается эпоха Возрождения, предполагает еще  одну основу, которой не знала и  не могла знать античность. Это  так называемый индивидуализм, без  которого нельзя понять ни философии, ни всей культуры Возрождения. На последнем  нужно остановиться особо, так как  именно итальянское Возрождение  сформировало ту индивидуальность, которую  мы до сих пор считаем подлинным  творцом культуры.

Напомним, что уже греки  пользовались словом «характер», обозначая  особенности того или иного человека. Ведь человек может быть разговорчивым  и молчаливым, суетливым и медлительным, остроумным и рассудительным. Но эти  особенности отходили на второй план, когда речь шла о добродетели, т. е. о том, что не различает, а  объединяет людей как граждан  полиса. И уже абсолютно бессмысленным посчитал бы античный гражданин стремление культивировать в себе индивидуальные отличия и всяческую оригинальность. А ведь именно с оригинальностью и стремлением к самовыражению связывает творческую личность современный человек.

Указанный сдвиг в представлениях о человеке как раз и произошел  в эпоху Возрождения, когда творческая энергия индивида была впервые направлена вовнутрь, на самого себя и развитие своих творческих сил и способностей. Известно, что один из родоначальников  культуры Возрождения Петрарка считал самым важным и увлекательным  делом размышления о собственном  «я». И это индивидуальное «я»  как неповторимый внутренний мир  человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Отныне жизнь и смерть человека потрясают не повторяемостью, а уникальностью. Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но — единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить.

Для средневекового миросозерцания был характерен идеал превосходства  духа над телом, отсюда религиозная  практика аскезы, умерщвления плоти  и пр. Гуманистический идеал Возрождения  связан с реабилитацией человеческой телесности. Причем реабилитация телесности в искусстве Возрождения порой  принимает гипертрофированные, гротескные формы, что, в частности, выразилось в творчестве Боккаччо, Рубенса и  Рабле. Но в своей адекватной и  осознанной форме этот идеал означал  гармоничное единство телесного и духовного, материального и идеального. Именно в таком виде идеал Возрождения нашел свое выражение у выдающихся художников Возрождения Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Если средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д. Не только в контексте хозяйственной и политической деятельности, но и в культурном пространстве художественных мастерских деятели Возрождения демонстрируют свою творческую мощь и разносторонность. Универсализм — это тоже один из идеалов Возрождения, одна из особенностей его гуманизма. Эта эпоха действительно породила много ярких и разносторонних личностей, подобных Леонардо да Винчи. Недаром эту эпоху называют эпохой титанов — богоборцев, претендующих на соперничество в творчестве с самим Создателем.

2. Возрожденческий гуманизм

Гуманизм связан со смещением  акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии  презрение к земному естеству заменяется признанием причастности человеческого  естества к высшему смыслу и гармонии мироздания. Реабилитируется не только тело человека, его чувства, но и  разум, который принижался средневековыми теологами: вера ставилась выше разума. Гуманизм связан с открытым провозглашением  и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне  с загробным царством. Все эти  темы безусловно присутствуют в античной культуре, которая была телесной, чувственной, материально наполненной, в сравнении с аскетической культурой средних веков. Представление о человеке как источнике огромной творческой мощи, является одним из проявлений возрожденческого индивидуализма. Но в том-то и дело, что подобного взгляда не могло возникнуть ни в античности, ни в средние века. Да, античность с уважением смотрит на человека-творца. Но источник творческой силы человека, с точки зрения античности, — это Космос. А человек эту мощь только проявляет. И точно так же в средние века источник способностей человека — это внешняя сила, т. е. Бог. Только в эпоху гуманизма источником творчества становится сам человек, его активность, его индивидуальность! И в этой установке на индивидуализм, на личность как на главную движущую силу человеческого мира — неповторимое своеобразие культуры Возрождения. Недаром обоснованием индивидуализма заняты лучшие умы этой эпохи.

Яркой фигурой в ней  был Пико делла Мирандола (1463—1494). Красавец-аристократ, граф Мирандолы и синьор Конкордии, он очень рано стал поражать современников одаренностью и ученостью. Начиная с четырнадцати лет, Пико изучает в Падуанском университете средневековую теологию, там же знакомится с учением Аверроэса, арабских и еврейских мыслителей. В ходе поездки в Париж в 1485 году Пико приобщается к дискуссиям поздней схоластики. Кроме того, он интересуется каббалой и мистическими учениям Древнего Востока. Столь многосторонняя образованность становится поводом для создания его собственного учения. В результате в декабре 1486 года двадцатитрехлетний граф Мирандола публикует 900 тезисов, которые он намеревается защищать на диспуте в Риме. Значительная часть тезисов была составлена на основе учений Платона и Аристотеля, а также арабской философии и каббалы, поскольку во всех этих учениях он находил важные идеи. Но 500 тезисов выражали собственную позицию Пико по поводу устройства мира и места в нем человека. На диспут приглашались ученые всей Европы, которым Пико собирался оплатить поездку в оба конца. В начале диспута он намеревался выступить со своей «Речью о достоинстве человека». Но диспут не состоялся, так как римская инквизиция заподозрила ересь. Оправдываясь, Пико сочиняет «Апологию», после чего его позиция была уже официально осуждена. Спасаясь от инквизиторов, Пико вынужден бежать во Францию, но там его хватают и заключают в башню Венсенского замка.

 

Заступничество Лоренцо  Великолепного спасло графа Мирандолу. Последние годы он провел во Флоренции. Его ранняя кончина в 31 год была загадочной. Поговаривали, что его отравили. Жизнь Пико вскоре обросла легендами, включая историю страстной любви и похищения возлюбленной, а также погони и сражения по дороге. В кругу флорентийской Академии Пико воспринимали как равного, несмотря на его молодой возраст. Еще в 1486 году он написал «Толкование» на «Канцону о любви» одного из членов Академии Джироламо Бенивьени. В ней он выразил взгляды, еще более свободные от христианской ортодоксии и еще более близкие к пантеизму. В конце жизни Пико написал трактат о семи днях творения под названием «Гептапл» и работу, согласовывающую учения Платона и Аристотеля, под названием «О сущем и едином».

Пико размышляет об иерархии бытия, в котором выделяет три уровня — ангельский, небесный и элементарный. Он не приписывает  Богу атрибут красоты, поскольку, по мнению Пико, в ней содержится элемент несовершенства. Гармония и красота мира, считает он, порождается соединением противоречивых частей в самом мире. При этом связь Бога и мира Пико толкует телеологически. По его мнению, мир устремлен к Богу как к своей цели. В этом свете все, что совершенно в мире, есть Бог. Человек, утверждал Пико, не обладает ни небесной, ни ангельской, ни элементарной природой. Человеческую природу вообще нельзя считать неизменной, поскольку человек — субъект самосозидания. А это значит, что человеческий мир не вмещается ни в один из обозначенных горизонтальных уровней бытия. Этот мир вертикален и пронизывает все уровни мироздания. Ведь человек может поступать и как зверь, и как ангел.

Информация о работе Гуманизм и Пантеизм